г. Москва |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А41-1610/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - партнерства с ограниченной ответственностью "Лоджвест систем ЛЛП" - Конечных Н.В. (представителя по доверенности от 22.05.2024),
от Администрации городского округа Люберцы Московской области - Бетева А.А. (представителя по доверенности от 05.03.2024),
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от Комитета по архитектуре и градостроительству по Московской области - извещен, представитель не явился,
рассмотрев 13.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Люберцы Московской области
на решение от 29.12.2023
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 28.03.2024
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-1610/2022
по заявлению партнерства с ограниченной ответственностью "Лоджвест систем ЛЛП"
к Администрации городского округа Люберцы Московской области
об оспаривании отказа,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
партнерство с ограниченной ответственностью "Лоджвест систем ЛЛП" (далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом принятых судом уточнений, к Администрации городского округа Люберцы Московской области (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 04.10.2021 N 4990/1-1-14 в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена"; об обязании утвердить схему расположения земельного участка, кадастровый номер 50:22:0010203:ЗУ1 площадью 808 кв. м. в соответствии с каталогом координат в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в силу; о взыскании денежной компенсации в размере 30 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения в полном объеме.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство) и Комитет по архитектуре и градостроительству по Московской области (далее - комитет).
Решением от 29.12.2023 Арбитражный суд Московской области признал незаконным оспариваемое решение администрации, обязал администрацию в течение десяти рабочих дней с момента вступления судебного акта в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 808 кв. м. для использования здания с кадастровым номером 50:22:0010203:6981 в границах согласно каталогу координат, взыскал с администрации в пользу партнерства 1000 рублей за каждый день просрочки в случае неисполнения решения в установленный судом срок, в удовлетворении остальной части заявления отказал.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным судами по делу обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления партнерства в полном объеме
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить, представитель партнерства возражал против удовлетворения жалобы. Представители сторон также пояснили, что при обращении в администрацию с приложением схемы расположения земельного участка площадью 1 700 кв. м. партнерство просило утвердить именно данную схему и не давало согласие на утверждение иной схемы расположения земельного участка.
Министерство и комитет, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, партнерству на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0010203:6981 площадью 501,7 кв. м. по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Красная, д. 1,
В связи с тем, что земельный участок для эксплуатации данного здания не образован, партнерство 13.09.2021 обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с видом разрешенного использования "Предпринимательство" - 4.0. К заявлению партнерство приложило схему расположения земельного участка площадью 1 700 кв. м. на кадастровом плане территории.
Письмом от 04.10.2021 исх. N 4990/1-1-14 администрация сообщила партнерству об отказе в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, указав, в частности, на несоразмерность площади заявленного земельного участка площади расположенного на нем здания и сославшись на судебные акты по делам N А41-19034/2019, А41-66971/2020.
Не согласившись, партнерство оспорило данный отказ (решение) в судебном порядке.
Признавая незаконным оспариваемое решение администрации и указывая на обязанность администрации утвердить иную схему расположения земельного участка площадью 808 кв. м. для использования здания с кадастровым номером 50:22:0010203:6981, суды исходили из того, что при обращении за предоставлением государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена" партнерство представило требуемые документы: схему расположения земельного участка, сообщение партнерства о перечне всех строений на испрашиваемом участке, выписку из ЕГРН на здание, доверенность на представителя партнерства.
Исходя из выводов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы, суды пришли к выводу о том, что с учетом расположенных смежных объектов недвижимого имущества, уже сформированных и зарегистрированных земельных участков, расположенных по периметру исследуемого объекта, а также дорожной сети, плотности застройки, сложившегося землепользования планировки и межевания территории, функционального назначения объекта, площадь земельного участка для эксплуатации здания с кадастровым номером 50:22:0010203:6981 составит 808 кв. м.
Схема расположения земельного участка площадью 1700 кв. м., приложенная к заявлению от 13.09.2021, как решили суды, соответствует документам территориального планирования, но не соответствует требованиям действующего законодательства по площади земельного участка и отличается от конфигурации земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50622:0010203:6981, установленным при исследовании по вопросу N 1.
Суды определили, что формирование земельного участка в границах, предложенных в экспертном заключении, произведено с учетом фактического землепользования, плотностью застройки, примыканием железнодорожных путей по северо-восточной стороне по линии конструктивного элемента - пандуса, что не приведет к нарушению прав третьих лиц, иных вариантов формирования земельного участка не имеется.
Отклоняя доводы администрации, суды со ссылкой на пункт 12 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) указали, что другой вариант схемы расположения земельного участка администрацией не предлагался партнерству.
Между тем в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
- документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Как установлено пунктом 11 статьи 39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1- 13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Подпунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ к основаниям, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, отнесено обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса, осуществляется за плату без проведения торгов.
При этом собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение без проведения торгов такого земельного участка, который необходим для эксплуатации данного объекта, и не имеет право требовать в том же порядке предоставления земельного участка с большей площадью и с иным границами.
Признавая незаконным оспариваемое решение администрации, основанное на отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1 700 кв. м. по причине несоразмерности площади данного участка площади расположенного на нем здания, суды, тем не менее, подтвердили, что приложенная к заявлению схема расположения земельного участка площадью 1 700 кв. м. не подлежала утверждению, могла быть утверждена иная схема расположения земельного участка с другими координатами и с гораздо меньшей площадью -808 кв. м.
Сопоставимая площадь земельного участка (902 кв. м., но не 1 700 кв. м.) была установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 23.10.2019 по делу N А41-19034/2019 (с участием тех же сторон), на которое сослалась администрация в оспариваемом отказе по настоящему делу.
При этом, как указано в данном решении суда, определением от 30.07.2019 арбитражный суд назначил по делу экспертизу, перед экспертами поставлен следующий вопрос:
- определить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации здания склада с кадастровым номером 50:22:0010203:6981.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению, как отметил суд, площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации здания склада с кадастровым номером 50:22:0010203:6981, составляет 902 кв. м.
Какой-либо специфики, обусловленной иным предметом спора, в данном вопросе и в этом выводе эксперта, не содержится. Более того, сопоставимая площадь требуемого земельного участка была установлена по результатам проведения судебной экспертизы по настоящему делу.
Тем самым, из обжалуемых судебных актов следует, что оспариваемый отказ администрации исходя из указанного обоснования является законным, что исключало удовлетворение заявления партнерства и в части возложения на администрацию в порядке восстановления прав и законных интересов партнерства обязанности утвердить схему расположения земельного участка для использования здания с кадастровым номером 50:22:0010203:6981, существенно отличающуюся от той схемы, с которой партнерство обращалось в администрацию и по результатам изучения которой администрация приняла оспариваемое решение.
Что касается указания судов на то, что иной вариант схемы расположения земельного участка администрация партнерству не предложила, то согласно пункту 12 статьи 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка. На предоставление администрации такого согласия партнерство не ссылалось, суды подобного обстоятельства не установили.
Исключительное право партнерства на приобретение земельного участка под эксплуатацию объекта недвижимости без проведения торгов не означало право партнерства требовать от администрации утверждения схемы расположения земельного участка, не соответствующей предъявляемым требованиям, земельного участка, имеющего большую площадь, чем требуется для объекта недвижимости, и не учитывать положения земельного законодательства Российской Федерации.
Исходя из указанного обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм материального права с принятием по делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления партнерства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 по делу N А41-1610/2022 отменить, в удовлетворении заявления партнерства с ограниченной ответственностью "Лоджвест систем ЛЛП" отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал законным отказ администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав на несоразмерность его площади площади здания. Судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, поскольку партнерство не представило согласие на утверждение иной схемы расположения, соответствующей требованиям законодательства.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2024 г. N Ф05-12562/24 по делу N А41-1610/2022