г. Москва |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А40-216700/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 28.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Ю.С. Петропавловской, Е.Е. Шевченко
при участии в заседании:
от акционерного общества "Мособлгаз": Мазирка Н.В. по доверенности от 04.07.2024;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области: Маначинский П.О. по доверенности от 24.03.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Кибертерра": извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Мособлгаз" на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 по делу N А40-216700/2023 по заявлению акционерного общества "Мособлгаз" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
об оспаривании решения, предписания
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Кибертерра"
УСТАНОВИЛ:
акционерного общества "Мособлгаз" (далее - АО "Мособлгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения и предписания от 30.06.2023 по делу N 050/07/223-21706/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кибертерра" (далее - ООО "Кибертерра").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе АО "Мособлгаз" просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
ООО "Кибертерра" представителя в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся представителей, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд округа пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены в связи со следующим.
Как установлено судами, Московское областное УФАС России 30.06.2023 принято решение по делу N 050/07/223-21706/2023 по жалобе ООО "Кибертерра" на действия (бездействие) АО "Мособлгаз" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому (покопийному) обслуживанию оргтехники для нужд филиала АО "Мособлгаз" "Северо-Запад" (извещение N 32312462839 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru).
В соответствии с решением жалоба третьего лица признана обоснованной, в действиях АО "Мособлгаз" признано нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". АО "Мособлгаз", закупочной комиссии выдано предписание об устранении допущенных нарушений по делу N 050/07/223-21706/2023.
Изложенное послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствовался положениями статей 3, 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решения и предписания незаконными.
Суды исходили из того, заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию к договору установлен прогнозируемый объем печати за тридцать шесть месяцев, а именно:
N п/п |
Наименование оказываемой услуги |
Количество |
Ед. изм. |
1 |
Отпечаток/копия монохромного листа формата А4 |
20 000 000 |
шт. |
2 |
Отпечаток/копия цветного листа формата А4 |
250 000 |
шт. |
3 |
Отпечаток/копия монохромного листа формата А3 |
10 000 |
шт. |
4 |
Отпечаток/копия цветного листа формата А3 |
16 000 |
шт. |
ИТОГО: |
20 276 000 |
шт. |
В пункте 4 Информационной карты Аукциона Заказчиком установлено в том числе следующее:
N п/п |
Наименование оказываемой услуги |
Количество (объем) оказываемых услуг |
Ед. изм. |
Н(М)ЦД с учетом НДС (руб) |
1 |
Отпечаток/копия монохромного листа формата А4 за 36 месяцев |
8000000 |
ус.ед |
24 080 000,00 |
2 |
Отпечаток/копия цветного листа формата А4 за 36 месяцев |
180000 |
ус.ед |
1177200,00 |
3 |
Отпечаток/копия монохромного листа формата А3 за 36 месяцев |
5000 |
ус.ед |
30 050,00 |
4 |
Отпечаток/копия цветного листа формата А3 за 36 месяцев |
8000 |
ус.ед |
104 560,00 |
|
ИТОГО |
|
|
25 391 810,00 |
При этом в приложении к Аукционной документации, как его неотъемлемая часть, был приложен проект договора с приложением N 1, в котором из-за технической ошибки указан объем печати за три года - 20 276 000 единиц оказываемых услуг.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что действия заказчика в части установления из-за технической ошибки в проекте договора с Приложением N 1 неверного количества (объема) оказываемых услуг вводят участников закупки в заблуждение и нарушают пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов первой и апелляционной инстанций законными, основанными на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и, вопреки доводам кассационной жалобы, на правильном применении норм права с учетом таких обстоятельств.
Вместе с тем, признавая решение и предписание от 30.06.2023 по делу N 050/07/223-21706/2023 законными и обоснованными, судами не учтено, что решение антимонопольного органа помимо выявленного в действиях заказчика нарушения относительно ненадлежащего образом установленного описания предмета закупки (объем прогнозируемой печати) содержало также выводы об установлении заказчиком в техническом задании неправомерного условия об использовании конкретного программного обеспечения без возможности использования эквивалентного.
В части второго выявленного нарушения проверка законности выводов антимонопольного органа судами не осуществлялась, в связи с чем, выводы о законности решения и предписания от 30.06.2023 по делу N 050/07/223-21706/2023 нельзя признать обоснованными.
В силу частей 1 - 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильное применение норм материального права, а также не полное выяснение обстоятельств дела, являются основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене и направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции, а для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить все доводы сторон, дать оценку всем представленным доказательствам в их совокупности и взаимной связи, установить обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, исходя из которых, принять по делу законный и обоснованный судебный акт, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 по делу N А40-216700/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов по делу об оспаривании предписания антимонопольного органа, признав их незаконными. Суд установил, что не все обстоятельства дела были должным образом исследованы, в частности, не была проверена законность второго выявленного нарушения, связанного с использованием конкретного программного обеспечения в техническом задании. Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 августа 2024 г. N Ф05-14186/24 по делу N А40-216700/2023