г. Москва |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А40-274174/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Дербенева А.А., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Институт Транспроектинжиниринг" (ООО "ИТПИ") - не явился, извещен,
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области - Сурмин В.В. по доверенности от 22.09.2023,
рассмотрев 20.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2024,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Институт Транспроектинжиниринг" (ООО "ИТПИ")
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании недействительными уведомления о страховом тарифе, решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Институт Транспроектинжиниринг" (далее - ООО "ИТПИ", Общество, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - ОСФР по г. Москве и Московской области, Фонд) о признании недействительными: уведомления о страховом тарифе от 20.04.2023, решения N 770423100459103 от 13.11.2023 г. о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе в части начисления пеней и наложении штрафа, об обязании устранить допущенные нарушения и установить соответствующий страховой тариф на 2023 год в соответствии с фактически осуществляемым основным видом экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2024, заявление ООО "ИТПИ" удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Фонд обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 13.02.2024 и постановление от 10.06.2024 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований.
От ГКУ Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" поступили отзыв на кассационную жалобу и ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом кассационной инстанции, письменный текст данного ходатайства и отзыв приобщены к материалам дела.
Стороны, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу,
С таким решением суда не согласился фонд и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель фонда поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ИТПИ" в срок, установленный п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, не представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2023 г. с необходимыми документами.
В связи с чем, Фондом в адрес заявителя было направлено уведомление от 20.04.2023 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 г. (далее - Уведомление), которым за основный вид его деятельности принят заявленный в ЕГРЮЛ с кодом ОКВЭД 43.13 "Разведочное бурение", определен 11 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,2% к начисленной оплате труда.
Как ссылается заявитель, 29.03.2023 Общество направило в Фонд посредством электронных каналов связи документы в подтверждение основного вида экономической деятельности (идентификатор - a7317ac7-2-4117-87b9-fbeb606ef054) ОКВЭД - 71.12.3 "Работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы".
Однако, несмотря на своевременное предоставление в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации требуемых действующим законодательством документов, от Фонда Заявителем было получено Уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.04.2023.
В ответ на полученное Уведомление, повторно на бумажном носителе 18.05.2023 Обществом в фонд представлены справка-подтверждение основного вида экономической деятельности и соответствующее заявление с указанием основного вида деятельности в 2023 году "Работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы" с кодом ОКВЭД 71.12.3, которые не были приняты.
Указанный вид деятельности отнесен к 9 классу профессионального риска с размером страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1%.
Несмотря на подтверждение Заявителем основного вида экономической деятельности, Фондом была инициирована камеральная проверка, по результатам которой был составлен Акт правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 770423100459101 от 25.09.2023. В соответствии с указанным Актом, была выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 107423,13 руб., начислены пени в сумме 1084,76 руб. за период с 01.01.2023 - 30.06.2023, а также сообщалось о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной ст. 26.29 Федерального закона от 24 июля 1998 N 125-ФЗ.
Обществу предлагалось в срок 15 рабочих дней, со дня получения указанного Акта камеральной проверки предоставить в Фонд письменные возражения.
В соответствии с п. 5 ст. 26.19 Федерального закона от 24 июля 1998 N 125-ФЗ, Общество явилось на рассмотрение 02.11.2023 г. в Фонд, которая поддержала ранее направленные в адрес Фонда письменные возражения по указанному Акту. Письменные возражения Общества не были рассмотрены Фондом.
13.11.2023 г. Фондом принято Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 7770423100459103, в соответствии с которым, в результате проведенной камеральной проверкой (Акт N 770423100459101 от 25.09.2023) выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 107 423,13 руб., начислены пени в сумме 606,47 руб. за период с 01.01.2023 - 30.06.2023, а также наложен штраф в размере 21 484, 63 руб.
Заявитель с оспариваемыми Уведомлением, решением и установлением ему тарифа на обязательное социальное страхование на 2023 г. код ОКВЭД 43.13 в размере 1,2% не согласился, в связи с чем обратился в суд с требованиями по делу.
В обоснование своей позиции заявитель привел данные о том, что вид его деятельности не изменился, как и в предшествующие периоды, он осуществляет деятельность "Работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы" с кодом ОКВЭД 71.12.3 соответствующую 9 классу профессионального риска; заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, хотя и с просрочкой, но представлены им в Фонд; указал, что заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности не принято Фондом.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Обязанность по ежегодному подтверждению страхователями (юридическими лицами) основного вида деятельности (а также видов экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами) установлена п. 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 (далее - Правила).
Правовые последствия неисполнения обязанности по подтверждению страхователем основного вида экономической деятельности предусмотрены п. 13 указанных Правил, которые в редакции Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551, вступившей в силу с 01.01.2017 г., предусматривают, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, то в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении него в Едином государственном реестре юридических лиц.
Указанное положение принципиальным образом отличается от ранее действовавшей редакции п. 13 Правил, согласно которой страхователь, не подтвердивший основной вид экономической деятельности, подлежал отнесению к виду деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности. Данная редакция п. 13 Правил не предусматривала, каким именно образом должен устанавливаться вид деятельности с более высоким классом, к которому должен быть отнесен страхователь; из буквального содержания пункта следовало, что нужно ориентироваться на в действительности осуществляемую им деятельность (данного подхода придерживалась и судебная практика - постановление Президиума ВАС от 05.07.2011 г. N 14943/10). В то время как новой редакцией п. 13 Правил установлен формальный подход: выбор вида деятельности для целей определения класса профессионального риска производится органами Фонда исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.
В связи с чем, начиная с 2017 г. органы Фонда в случае неподтверждения страхователями основного вида экономической деятельности, определяют вид экономической деятельности для целей определения класса профессионального риска исходя из данных о кодах ОКВЭД, заявленных в ЕГРЮЛ самим юридическим лицом, выбирая из них код с наиболее высоким классом, т.е. руководствуются предусмотренным п. 13 Правил формальным подходом.
Указанные Правила, утвержденные постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713, детализированы Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, который в 2017 г. также с учетом Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551 действует в редакции приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н (далее - Порядок).
Порядком установлены конкретные сроки подтверждения страхователями основного вида экономической деятельности (до 15 апреля текущего года); перечень подлежащих представлению в Фонд документов для подтверждения; определены действия Фонда как в случае подтверждения страхователем деятельности, так и в случае непредставления им заявления и документов.
Так, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Из пункта 5 указанного Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н, с учетом постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551) следует, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Выдача Фондом Уведомления исходя из формальных критериев, предусмотренных законодательством, является тем неблагоприятным для заявителя последствием, которое наступило вследствие непредставления им заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности в установленный срок.
Вместе с тем, подлежат судебной оценке и его действия по направлению в Фонд пакета необходимых документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, но с нарушением установленного Порядком срока.
Исходя из буквального содержания выше проанализированных нормативных актов, ни Правила, ни Порядок не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока, что, по мнению суда, является пробелом нормативно-правового регулирования в указанной сфере.
Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом, и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, начиная с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный пунктом 3 Порядка срок подтверждения основного вида экономической деятельности (15 апреля) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал: к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Однако факт представления данных документов за пределами срока (но в пределах расчетного периода, и более того - в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным. С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством не предусмотрено.
Так, пункт 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), предусматривающий отнесение страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска исходя из кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ (в случае непредставления им подтверждающих документов в срок), тем не менее, подразумевает выбор из фактически осуществляемых им видов экономической деятельности, на что указывает использованная формулировка: "осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности".
Судом также учтено, что в пункте 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности...", вместо формулировки "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок". Тем самым содержащееся в п. 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
С учетом изложенного содержащее в п. 5 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н) положение о том, что "если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности" суд считает не соответствующим п. 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), неоправданно ограничивающим права страхователей и приводящим к возложению на них не предусмотренных Правилами и Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ обязанностей.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что подлежит применению ненормативный акт, имеющий большую юридическую силу - утвержденные постановлением Правительства от 01.12.2005 N 713 Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
С учетом вышеизложенного подхода судом производится оценка обстоятельств, приводимых Обществом в обоснование требований.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска (ст. 21 и п. 1 и 3 ст. 22 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (также далее - Правила N 713), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункта 9 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В силу пункта 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (также далее - Приказ N 55), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Общество в предыдущих периодах осуществляло основной вид экономической деятельности "Работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы" с кодом ОКВЭД 71.12.3, представляя в Фонд соответствующие заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 года N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска".
Однако, в 2023 г. в срок, установленный в пункте 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 г. N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (до 17.04.2023 года), заявитель не представил в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами, что повлекло вынесение уведомления от 20.04.2023 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и с 2023 года установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,2%, что соответствует виду экономической деятельности ОКВЭД 43.13 "Разведочное бурение", имеющей наиболее высокий класс профессионального риска (11 класс).
Согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности заявителя является "Работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы" с кодом ОКВЭД 71.12.3 с 17.09.2013, относится к 9 классу профессионального риска, что с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,0% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
По общему правилу, коммерческие организации обладают универсальной правосубъектностью, в связи с чем, они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых (дополнительных) видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности осуществляются организацией; указание дополнительных видов деятельности означает лишь право на занятие указанной деятельностью, в том числе в будущем.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, так как наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков. При этом согласно статье 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998 года, профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица. Согласно пункту 4 части 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998 года, страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым, законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию. Иной подход означал бы, что обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхования от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Согласно статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах расчетного периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Общество представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов, с нарушением установленного Порядком N 55 срока.
Так как фактически осуществляемый в 2023 году, основной вид деятельности Общества "Работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы" с кодом ОКВЭД 71.12.3, относится к 9 классу профессионального риска, что отражено в представленном (пусть и с нарушением установленного срока) Фонду заявлении о подтверждении основного вида осуществляемой деятельности, то с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ, в отношении Общества на период 2023 года подлежит применению страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,0% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Суд первой инстанции, правомерно исходил из того, что факт представления документов, подтверждающих основной вид деятельности за пределами установленного срока (но в пределах расчетного периода) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности Общества ставки страховых взносов (согласно подп. 7, 19 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством РФ не предусмотрено.
Судом учтено, что в пункте 13 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 г. N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности...", вместо формулировки "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым содержащееся в пункте 13 Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 г. N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Согласно пункта 1 статьи 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика, в т.ч. представленных для подтверждения основного вида осуществляемой деятельности даже за пределами установленного срока.
При этом у Фонда отсутствуют правовые основания для изменения юридическому лицу ранее заявленного и подтвержденного в предыдущих периодах основного вида деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 307-ЭС19-11648 по делу N А56-86344/2018).
Довод фонда о том, что заявитель своевременно (до 17.04.2023) не подтвердил основной вид экономической деятельности, в связи с чем фонд обоснованно при определении страхового тарифа исходил из указанного в ЕГРЮЛ вида экономической деятельности ООО "ИТПИ", имеющего наиболее высокий класс профессионального риска суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным.
Отсутствие в нормативных правовых актах утвержденной процедуры порядка пересмотра размера страхового тарифа на основе представленных страхователем позднее установленного срока сведений для подтверждения основного вида деятельности не является основанием для возложения на него обязанности по уплате страховых взносов в повышенном размере.
Довод заинтересованного лица о том, что Фондом не были получены документы для подтверждения основного вида его экономической деятельности (в том числе после установленный даты) отклоняется судом. При этом, следует отметить, что обществом в Фонд были представлены возражения на акт проверки, в которых заявитель ссылался на то, что заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности было отправлено, однако было отклонено по причине предоставления сведений за пределами установленного срока.
Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида фактически осуществляемой экономической деятельности, в случае непредставления (несвоевременного представления) страхователем документов не лишен права запросить необходимые документы у страхователя.
Однако Фондом необоснованно, без достаточных правовых оснований и установления фактических обстоятельств был определен в качестве основного вида деятельности ООО "ИТПИ" вид деятельности "Разведочное бурение" (ОКВЭД 43.13).
Ссылка заинтересованного лица на то, что уведомление о размере страхового тарифа, установленного на 2023 год, не было оспорено заявителем в отдельном порядке не может суд первой инстанции верно отклонил как необоснованную, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о законности принятого решения.
В рассматриваемом случае Фонд применил формально нормы права, в результате чего доначисление Обществу платежей носит характер санкции за непредставление отчетности; при этом непредставление Обществом отчетности в установленный срок само по себе не может свидетельствовать об осуществлении страхователем назначенной в уведомлении деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно указал, что у фонда не имелось оснований для доначисления страховых взносов, пени и штрафа.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое решение Фонда не может быть признано соответствующим нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на заявителя обязанность по начислению и перечислению страховщику страховых взносов, исходя из неправомерно установленного Фондом страхового тарифа.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что фонд во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятых в отношении общества оспариваемых уведомления о страховом тарифе от 20.04.2023, решения N 770423100459103 от 13.11.2023.
Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что фонд о недоказанности фондом факта осуществления страхователем иного, а не основного вида деятельности (по коду ОКВЭД 71.12.3), и потому необходимости в связи с этим установления обществу с января 2023 года соответствующего страхового тарифа - 1,0%, о необоснованности оспариваемого уведомления фонда и решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 13.11.2023 N 770423100459103, а также требование об обязании Фонд применять в отношении ООО "ИТПИ", страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, соответствующий виду осуществляемой деятельности "Работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы" с кодом ОКВЭД 71.12.2 с 9 классом профессионального риска в размере 1% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, подлежат удовлетворению, ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2024 по делу N А40-274174/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что организация обоснованно оспорила уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование, поскольку предоставила документы для подтверждения основного вида деятельности, хотя и с нарушением срока. Суд признал действия фонда неправомерными, указав на необходимость учета фактически осуществляемой деятельности при определении класса профессионального риска и соответствующего тарифа.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2024 г. N Ф05-18234/24 по делу N А40-274174/2023
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18234/2024
27.08.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18234/2024
10.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16913/2024
06.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-274174/2023