г. Москва |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А40-219188/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей А.Н. Нагорной, Ю.С. Петропавловской
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро": Федоренко И.С. по доверенности от 05.02.2024;
от акционерного общества "Русгидро снабжение": Федоренко И.С. по доверенности от 01.06.2023;
от Федеральной антимонопольной службы: Ратникова А.В. по доверенности от 27.11.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "ГЛАВЭНЕРГО": извещено, представитель не явился;
от акционерного общества "РОССИЙСКИЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМ": извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро", акционерного общества "Русгидро снабжение" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.01.2024, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2024 по делу N А40-219188/23 по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро", акционерного общества "Русгидро снабжение" к Федеральной антимонопольной службе об оспаривании.
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ГЛАВЭНЕРГО", акционерное общество "РОССИЙСКИЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМ"
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро" (далее - ПАО "РусГидро"), акционерное общество "Русгидро снабжение" (далее - АО "РГС") обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) об оспаривании решения и предписания от 31.07.2023 N 223-ФЗ-275/23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ГЛАВЭНЕРГО" (далее - ООО "Главэнерго"), акционерное общество "РОССИЙСКИЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМ" (далее - АО "РАД").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.01.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "РусГидро", АО "РГС" просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России возражает против ее удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу АО "РАД" оставило ее разрешение кассационной жалобы на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель ПАО "РусГидро" и АО "РГС" доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Представитель антимонопольного органа против ее удовлетворения возражал, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третьи лица представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав явившихся представителей, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Как установлено судами, в ФАС России поступила жалоба ООО "Главэнерго" на действия ПАО "РусГидро", АО "РГС" при проведении состязательного отбора на право заключения договора на выполнение работ подготовительного периода 1 этапа строительства инвестиционного проекта "Строительство 2-ой очереди Нерюнгринской ГРЭС" для нужд филиала ПАО "РусГидро" - "Хабаровский" (лот N 0009-КС-2023-ХФ).
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение от 31.07.2023 N 223-ФЗ-275/23, согласно которому она признана обоснованной, а в действиях заявителей установлено нарушение части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), заказчику и организатору закупки предписано отменить составленные в ходе закупки протоколы и пересмотреть заявки участников.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителей в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, непосредственно Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Статьей 3 Закона о закупках определены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 названной статьи при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках к документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что оспариваемые решение и предписание ФАС России являются законными и обоснованными, принятыми в пределах полномочий антимонопольного органа, прав и законных интересов заявителей не нарушают.
Суды отметили, что при оценке правомерности и объективности действий заказчика по отклонению заявки участника необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации, на основании которых заявка участника отклонена и непосредственно заявкой отклоненного участника.
Отклоняя доводы заявителей о том, что Комиссия ФАС России вышла за пределы доводов жалобы, суды исходили из того, что положения документации о проведении закупки, которыми руководствовалась комиссия заказчика при отклонении заявки общества, в рассматриваемом случае, непосредственно связаны с действиями заказчика.
Суды пришли к выводу, что данная закупка является закрытой конкурентной процедурой в силу прямого указания закона (часть 16 статьи 4 Закона о закупках) исходя из того, что торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению "аукцион" или "конкурс", при проведении которых организатор по итогам конкурентной борьбы между участниками закупки определяет победителя, с которым заключает гражданско-правовой договор. При этом, для квалификации закупочной процедуры в качестве конкурентной не имеет правового значения ее наименование, присвоенное организатором, поскольку важно содержание данной процедуры - ее конкурентная основа.
В соответствии с разделом 4 документации, участниками осуществляется подача заявок, осуществляется рассмотрение, оценка и сопоставление заявок, по результатам которых подводятся итоги и определяется победитель, заявка которого содержит лучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам состязательного отбора, предложивший наиболее низкую цену, а также, занявший первое место в ранжировке заявок, что свидетельствует об обеспечении конкуренции между участниками состязательного отбора.
Суды отметили, что заказчик, организатор проводили состязательный отбор во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 301 "Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры", которое закрепляет основание для неразмещения сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) на официальном сайте ЕИС.
При этом постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 301 не указывает на то, что все закупки, проводимые заказчиками, в отношении которых введены санкции, являются неконкурентными.
Факт введения в отношении заказчика санкций и мер ограничительного характера со стороны недружественных государств не означает, что конкурентные по своему содержанию способы закупок становятся неконкурентными.
Суды исходили из того, что требование закупочной документации о том, что участник закупки не должен находится в кризисном финансовом состоянии и должен представить подтверждающие документы, является излишним, установление которого привело к неправомерному отклонению заявки ООО "Главэнерго".
Между тем суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.
Принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, закрепленный пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, направлен на сокращение издержек заказчика и предполагает наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Финансовые показатели деятельности участника позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке само по себе не свидетельствует о нарушении положений Закона о закупках.
Наличие у участника закупки задолженности по налоговым обязательствам свидетельствуют о неблагоприятном финансовом состоянии компании, не позволяющем своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, сборы и иные обязательные платежи.
Арбитражный суд Московского округа неоднократно выражал правовую позицию о правомерности использования в качестве критериев допуска к участию в закупке финансового состояния участника, позволяющего судить о его способности выполнить качественно объем работ, предусмотренный закупочной документацией (N А40-73748/2020, N А40-149677/2020, N А40-247427/21).
Судами установлено, что из жалобы ООО "Главэнерго", рассмотренной ФАС следовало, что при проведении состязательного отбора заказчиком, организатором нарушены права и законные интересы общества ввиду принятия неправомерного решения об отклонении заявки общества по причине непредставления в ее составе подтверждения получения налоговым органом включенной в состав заявки скорректированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно п. 3.1.2 документации, чтобы претендовать на победу в закупке и получение права заключить договор с заказчиком, участник закупки в целом должен отвечать требованиям, установленным в документации.
Согласно п. 3.1.3 документации, полный перечень обязательных требований к участникам состязательного отбора указан в подразделе 10.1 приложения N 3 к документации.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3.1.6 документации для подтверждения соответствия установленным требованиям участник закупки обязан приложить в составе заявки документы, перечисленные в приложении N 3.
Пунктом 3 приложения N 3 установлено требование о том, что участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии. Данный показатель оценивается в соответствии с методикой проверки ДриФС.
При этом в качестве подтверждения соответствия участника закупки вышеуказанному требованию в составе заявки участник закупки должен представить, в том числе копии составленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год), с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом.
Согласно подп. "а", "б" п. 4.9.6 документации, по результатам рассмотрения заявок заказчик отклоняет несоответствующие заявки, в том числе, ввиду несоответствия заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям документации, а также несоответствия участника состязательного отбора требованиям документации.
В соответствии с протоколом от 29.06.2023 N 3/Р заказчиком принято решение об отклонении заявки общества, поскольку в составе его заявки представлена копия бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый 2022 год без отметки налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме, и/или извещения о вводе сведений налоговым органом, что не позволяет подтвердить финансовое состояние общества в соответствии с методикой ДриФС.
Проанализировав обстоятельства дела, суды согласились с антимонопольным органом, который учел позицию общества, обратившегося с жалобой о том, что сведения бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый 2022 год размещены в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно которым общество не находится в кризисном финансовом состоянии, что, в свою очередь, свидетельствует о соответствии общества требованию, указанному в п. 3 приложения N 3, в соответствии с которым, участник не должен находиться в кризисном финансовом состоянии.
Поддерживая данную позицию судов, суд кассационной инстанции принимает во внимание правовой подход, изложенный в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2023 N 305-ЭС23-20703 по делу N А40-271788/2022, о том, что в отсутствие установления какого-либо несоответствия содержания представленной обществом бухгалтерской (финансовой) отчетности в подтверждение соответствия общества требованию п. 3 приложения N 3 сведениям, размещенным в открытом доступе в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, действия комиссии заказчика по отклонению заявки создают участнику неоправданные барьеры при реализации им права на участие в конкурентных процедурах, что недопустимо в силу презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений.
При таких обстоятельствах жалоба участника закупки правомерно признана антимонопольным органом обоснованной.
С учетом изложенного суд округа приходит к выводу, что оснований, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.01.2024, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2024 по делу N А40-219188/23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
А.Н. Нагорная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения антимонопольного органа о признании жалобы на действия заказчика обоснованной, указав на нарушения в процессе закупки. Суд установил, что отклонение заявки участника было неправомерным, так как не было доказано его кризисное финансовое состояние. Кассационная жалоба отклонена, предыдущие судебные акты оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2024 г. N Ф05-15590/24 по делу N А40-219188/2023