Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 июня 2008 г. N А64-3280/07-22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - А.А.В. - юрисконсульта (дов. от 28.12.07 N 01-04/96, пост.); от Управления антимонопольной Тамбовской области - М.С.В. - зам. нач. отд. (дов. от 10.04.08 N 11-Д, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу ООО "Т" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.07 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.08 по делу N А64-3280/07-22, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС) о признании незаконными решения и предписания от 26.03.07 N 5/02.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.07 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.08 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также неправильным применением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества и УФАС, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки деятельности Общества на соответствие требованиям статей 10, 11, 14, 27, 28, 30 Федерального закона от 26.07.06 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон от 26.07.06 N 135-Ф3) УФАС составлен акт от 15.12.06, из которого усматривается следующее.
Общество удовлетворяет потребности отдельных потребителей газа по регулируемой цене несоразмерно усредненным значениям для категории "Прочие потребители", рассчитанным от фактического объема потребления газа и от заявок.
Для категории "Прочие потребители" объем реализации в 2006 г. составил 1227869,06 т.м. куб., в том числе: по регулируемой цене 1055804,063 т.м. куб.; по коммерческой цене 172065 т.м. куб.
На 2007 год поданы заявки на поставку газа по регулируемым ценам в объеме 1334095 т.м. куб., выделено заявителям на 2007 год -1087031,878 т.м. куб. (что составляет 88,53 % от фактического потребления в 2006 году и 81,48% от заявки на 2007 год).
ОАО "Сахарный завод "Н" в 2006 году потребил 62202 Дхм. куб., подал заявку на 2007 год на 75011 т.м. куб., выделено ему 34200 т.м. куб. (что составляет 54,98% от фактического потребления в 2006 году и 45,59 % от заявки на 2007 год).
ОАО "К" в 2006 году потребил 38263,71 т.м. куб., подал заявку на 2007 год на 43907 т.м. куб., выделено ему 25200 т.м. куб. (что составляет 60,63 % от фактического потребления в 2006 году и 52,84 % от заявки на 2007 год).
ЗАО "У" в 2006 году потребил 23842,3 т.м. куб., подал заявку на 2007 год на 34668 т.м. куб., выделено ему 6080 т.м. куб. (что составляет 25,5% от фактического потребления в 2006 году и 17,54 % от заявки на 2007 год).
ОАО "З" потребил в 2006 году - 48016,25 т.м. куб., подал заявку на 2007 год на 52512 т.м. куб., выделено ему 28983 т.м. куб. (что составляет 60,36% от фактического потребления в 2006 году и 55,19 % от заявки на 2007 год).
По результатам рассмотрения акта и дополнительно представленных заявителем документов, УФАС приняло решение от 26.03.07 N 5/02, которым признало Общество нарушившим п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона от 26.07.06 N 135-Ф3 в части создания дискриминационных условий реализации газа по регулируемым ценам, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
На основании этого решения УФАС выдало Обществу предписание от 26.03.07 N 5/02 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона от 26.07.06 N 135-Ф3, выражающегося в создании дискриминационных условий реализации газа по регулируемым ценам при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе:
в срок до 26.06.07 создать условия распределения газа по регулируемым ценам прочим категориям потребителей, исключающие создание дискриминационных условий реализации газа по регулируемым ценам (по количеству газа);
в срок до 26.06.07 (с учетом исправления опечатки) при заключении договоров поставки газа обеспечить недискриминационные условия реализации газа по регулируемым ценам (по количеству).
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Общество оспорило их в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 10 Закона от 26.07.06 N 135-Ф3 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание дискриминационных условий.
Согласно ст. 4 Закона от 26.07.06 N 135-Ф3 под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставщикам газа запрещается совершать действия, направленные на нарушение антимонопольного законодательства, в том числе, включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по удовлетворению потребностей в распределении газа в 2007 году сахарные заводы оказываются в худшем положении по отношению к прочим потребителям, что ущемляет интересы заводов, вынужденных заказывать газ по коммерческим ценам.
Общество, занимая доминирующее положение на рынке газа, при заключении договоров поставки газа на 2007 год осуществляло неравное распределение газа по регулируемым ценам между хозяйствующими субъектами.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что при любом перераспределении газа будут ущемлены чьи-либо интересы и нарушено антимонопольное законодательство, поскольку, готовя проект договоров, Общество располагает информацией об общем объеме газа, который ему будет отпущен, в связи с чем имеет возможность распределить этот объем газа между потребителями на равных условиях, с учетом поданных заявок.
Установив, что Общество в нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона от 26.07.06 N 135-Ф3 создало дискриминационные условия реализации газа по регулируемым ценам, при которых хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение, УФАС в пределах своей компетенции обоснованно приняло оспариваемые решение и предписание.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.07 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.08 по делу N А64-3280/07-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 июня 2008 г. N А64-3280/07-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании