г. Москва |
|
10 октября 2024 г. |
Дело N А41-20719/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2024.
Полный текст постановления изготовлен 10.10.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Трошиной Ю.В.,
судей Паньковой Н.М., Савиной О.Н.,
при участии в заседании:
от Ковылиной С.А.: представитель Гришаненко Е.В. по доверенности от 17.10.2023;
от Администрации городского округа Щёлково: представители Пенькова В.Н. по доверенности от 11..11.2023, Демин И.В. по доверенности от 25.12.2023;
от Главгосстройнадзора Московской области: представитель шаповалов Д.С. по доверенности от 02.09.2022;
от Прокуратуры Московской области: представители Власова А.А. по доверенности от 18.10.2023, Никитина А.П. по доверенности от 01.0.2024;
от конкурсного управляющего ООО "Специализированный застройщик "Инвест проект МСК": представитель Товстюк А.К. по доверенности от 29.11.2022;
от ППК "Фонд развития территорий": представитель Антипова О.М. по доверенности от 30.07.2024;
от Минжилполитики Московской области: представитель Черненко А.М. по доверенности от 09.01.2024;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Ковылиной Светланы Анатольевны
на определение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2024
и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2024
по заявлению Администрации городского округа Щелково Московской области о включении требований в реестр требований участников строительства,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Инвест проект МСК",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Московской области в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Инвест проект МСК" (далее - ООО "Инвест проект МСК", должник, застройщик), рассматриваемого по правилам параграфа 7 главы IX Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), поступило заявление Администрации городского округа Щёлково Московской области (далее - Администрация городского округа Щёлково, заявитель) со следующими требованиями:
включить в реестр требований участников строительства требования о передаче жилых помещений - 46 квартир общей проектной площадью 3 066,1 кв. м стоимостью 408 892 029,90 рублей в объекте капитального строительства - многоквартирном доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139193 по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Щёлково, город Щёлково, улица Центральная, дом 16, корпус 1 и корпус 2;
включить требование в размере 7 535,18 рублей пеней в четвертую очередь реестра требований кредиторов в соответствии с прилагаемым расчетом.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21.05.2024, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2024, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с определением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, участник (учредитель) должника - Ковылина Светлана Анатольевна (далее - Ковылина С.А.) обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в части включения в реестр требований участников строительства требования заявителя о передаче жилых помещений - 46 квартир отменить, направить обособленный спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебные акты в части включения требования в размере 7 535,18 рублей пеней в четвертую очередь реестра требований кредиторов в соответствии с прилагаемым расчетом не обжалуется и, соответственно, не подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
До начала судебного заседания от Администрации городского округа Щёлково и министерства жилищной политики Московской области (далее - Минжилполитика Московской области) поступили отзывы на кассационную жалобу, которые в порядке 279 АПК РФ приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представители Ковылиной С.А. и конкурсного управляющего должника поддержали доводы кассационной жалобы, представители Администрации городского округа Щёлково, Минжилполитики Московской области, Главного управления государственного строительного надзора Московской области, Прокуратуры Московской области, публично-правовой компании "Фонд развития территорий" возражали против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией Щёлковского муниципального района (в настоящее время - Администрация городского округа Щёлково) и ООО "Инвест проект МСК" 10.12.2004 заключен инвестиционный контракт на выполнение программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда в благоустроенные квартиры и строительства многоэтажных жилых домов в городе Щелково Московской области предметом которого, является реализация инвестиционного проекта комплексной застройки микрорайона N 14 (от улицы Иванова до ручья Поныри) Центрального жилого района и улицы Центральная (от улицы Зубеева до 20-го Центрального проезда) города Щелково Московской области с полной социальной, инженерной, транспортной инфраструктурами и благоустройством (далее - инвестиционный объект, по отдельности - объект) на двух земельных участка ориентировочной площадью 9,6 га и 3,9 га соответственно, расположенных в городе Щёлково Московской области:
- земельный участок ориентировочной площадью 9,6 га в границах: от улицы Иванова до ручья Поныри и от улицы Центральная до улицы Первомайская города Щёлково (далее - земельный участок N 1);
- земельный участок ориентировочной площадью 3,9 га в границах: от улицы Зубеева до 2-го Центрального проезда и от улицы Центральная до существующей застройки 5-этажными жилыми домами по ул. Парковая г. Щелково (далее - земельный участок N 2), согласно прилагаемой схеме генерального плана проекта застройки (далее - генплан), с ориентировочным объемом инвестиций в текущих ценах 1 937 миллионов рублей со сносом 38-ми зданий жилого и нежилого назначения.
Суд первой инстанции указал, что обязательства заявителя по контракту являются по своей природе публично правовыми и связаны с выполнением органами муниципального образования властно-распорядительных функций, поэтому соглашение, в котором муниципальное образование констатирует наличие у него обязанностей исполнять предписания публичного законодательства, не может квалифицироваться как гражданско-правовая сделка. Указанная позиция нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 N 12444/12 по делу NА32-24023/2011.
Согласно пункту 3.5 инвестиционного контракта, в процессе реализации инвестиционного проекта оформление имущественных прав сторон производится в установленном порядке после сдачи объекта (пускового комплекса) в эксплуатацию на основании соответствующего акта о результатах реализации контракта по данному объекту.
Пунктом 3.1 инвестиционного контракта предусмотрено, что соотношение раздела имущества по итогам реализации контракта устанавливается между сторонами в пропорции: заявителю (безвозмездно в муниципальную собственность муниципального образования Щелковский район):
- 15 (пятнадцать) % общей площади квартир инвестиционного объекта.
Предварительное распределение конкретных квартир (нежилых помещений) в подлежащих строительству объектах оформляется заявителем и инвестором Протоколами предварительного распределения жилой (нежилой) площади по каждому объекту (пусковому комплексу), которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
Конкретное имущество, подлежащее передаче заявителю (безвозмездно в муниципальную собственность муниципального образования Щелковский район) и в собственность инвестору по конкретному объекту, определяется на основании соответствующего акта о результатах реализации контракта по данному объекту. Акт о результатах реализации контракта в отношении конкретного объекта стороны составляют на основании протокола предварительного распределения жилой (нежилой) площади данного объекта (пускового комплекса) без изменения количества, расположения и набора квартир (нежилых помещений), закрепленных за Сторонами (пункт 3.2 инвестиционного контракта).
При завершении строительства каждого объекта (пускового комплекса) оформление имущественных прав сторон производится в установленном порядке после сдачи объекта (пускового комплекса) в эксплуатацию на основании соответствующего акта о результатах реализации контракта по данному объекту.
Как установлено судами, за период выполнения условий инвестиционного контракта застройщиком сдано в эксплуатацию четыре многоквартирных жилых дома общей площадью квартир 42 514,6 кв. м.
Сторонами подписано четыре акта о результатах частичной реализации Инвестиционного контракта:
- от 31.10.2011 N 111 на объекте: 12-17 этажный 8-ми секционный 499-ти квартирный жилой дом (1 очередь строительства) по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Центральная, д. 17. В соответствии с пунктом 3 настоящего акта заявителю установлено распределение площадей квартир в соотношении 14,94% = 3 003,3 кв. м.;
- от 03.05.2012 N 443 на объекте: 12-17 этажный 8-ми секционный 499-ти квартирный жилой дом (2 очередь строительства) по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Центральная, д. 17. В соответствии с пунктом 3 настоящего акта Администрации установлено распределение площадей квартир в соотношении 15,03% = 1 167,2 кв. м.;
- от 31.12.2014 N 223- 22/14-14 на объекте: 17 этажный 117-ти квартирный жилой дом по строительному адресу: Московская область, г. Щелково, мкр. N 14, ул. Первомайская, поз. N 6 (по генплану); по почтовому адресу: Московская область, г. Щёлково, ул. Первомайская, дом 5, корпус 2. В соответствии с пунктом 4 настоящего акта Администрации установлено распределение площадей квартир в соотношении 14.3% = 1 077,2 кв. м.;
- от 26.07.2016 N 1.1-16/49 на объекте: 17 этажный 115-ти квартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями административного назначения по строительному адресу: Московская область, г. Щелково, между ул. Центральная, Иванова, Первомайская и руч. Поныри в микрорайоне мкр. N 14 (N 2 по ГП) по почтовому адресу: Московская область, г. Щёлково, ул. Первомайская. Д. 9, кор. 2.
В соответствии с пунктом 4 настоящего акта заявителю установлено распределение площадей квартир в соотношении 18,71% = 1 330,7 кв. м.
Суды пришли к выводу, что таким образом совокупно по сданным в эксплуатацию жилым домам заявителю подлежало передаче 6 377,19 кв. м.
Сторонами инвестиционного контракта 06.11.2018 заключено дополнительное соглашение N 7 о внесении изменений в инвестиционный контракт, которым предусмотрено пять этапов строительства, в котором указано, что всего с I-V этапы общая площадь квартир составляет 136 455,2 кв. м. Из них 15% доля муниципального образования для переселения граждан из ветхого жилого фонда составляет 20 468,28 кв. м.
В соответствии с пунктом 1.1. протокола предварительного распределения от 13.09.2017 N 12 общей площади квартир в I и II очереди строительства (1, 2, 3, 4 секции), 14-10 этажного 7-ми секционного 352 - квартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой по строительному адресу: Московская область, г. Щёлково, между ул. Центральная, Иванова, Первомайская и руч. Поныри в микрорайоне N 14 (N5 по ГП), для отселения граждан из ветхих жилых домов расположенных по адресам: Московская область, г. Щёлково, 1-й Центральный проезд, дома N 2 и N 3, 2-й Центральный проезд, дом N 5, ул. Кооперативная, дом N 3 (частично), в имущественную долю заявителя подлежит распределению 24 квартиры жилого дома общей площадью 1 561, 4 кв. м., в том числе по набору квартир: однокомнатных - 8 квартир, двухкомнатных - 8 квартир, трехкомнатных - 8 квартир.
Согласно пункту 1.1. протокола от 13.09.2017 N 13 предварительного распределения общей площади квартир в I и II очереди строительства (5, 6, 7 секции), 14-10 этажного 7-ми секционного 352 - квартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой по строительному адресу: Московская область, г. Щёлково, между ул. Центральная, Иванова, Первомайская и руч. Поныри в микрорайоне N 14 (N5 по ГП), для полного отселения граждан из ветхих жилых домов расположенных по адресам: Московская область, г. Щёлково, ул. Кооперативная, дом N 3, ул. Центральная дома N 10 и N 14, в имущественную долю заявителя подлежит распределению - 22 квартиры жилого дома общей площадью 1 504,7 кв. м., в том числе, по набору квартир: однокомнатных - 7 квартир, двухкомнатных - 3 квартиры, трехкомнатных - 12 квартир.
Как указали суды, таким образом, протоколами предварительного распределения от 13.09.2017 N 12 и от 13.09.2017 N 13 определен конкретный перечень жилых помещений пропорционально доли заявителя - 15 (пятнадцать) % общей площади квартир инвестиционного объекта;
При этом указанные протоколы предварительного распределения от 13.09.2017 N 12 и от 13.09.2017 N 13 подписаны сторонами инвестиционного контракта, не отменены и не оспорены.
Доказательство обратного в материалы дела не представлено.
В целях выполнения сторонами условий инвестиционного контракта, между заявителем и ООО "Инвест проект МСК" в лице конкурсного управляющего Киселева Григория Николаевича 20.04.2023 заключен договор аренды N 16-2028/23 земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:139193, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Щёлково, между ул. Центральная, Иванова, Первомайская и руч. Поныри в микрорайоне 3 14 (N 5 по ГП) сроком на 1 год до 19.04.2024 для строительства многоэтажного жилого дома (далее - Договор).
Администрацией городского округа Щёлково заявлены требования по включению в реестр требований участников строительства требования о передаче жилых помещений - 46 квартир, общей проектной площадью 3 066,1 кв. м. (для переселения граждан из ветхого жилищного фонда) в соответствии с условиями инвестиционного контракта, сводного плана-графика (приложение N 2 к дополнительному соглашению N 7) протоколами от 13.09.2017 NN 12 и 13 предварительного распределения общей площади квартир в I очереди строительства (1, 2, 3, 4 секции) и во II очереди строительства (5,6,7 секции) 1-10 этажного 7-ми секционного 352- квартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой по строительному адресу: Московская область, г. Щёлково, между ул. Центральная, Иванова, Первомайская и руч. Поныри в микрорайоне N 14 (N5 по ГП) в достраиваемом жилом многоквартирном доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139193.
В соответствии с условиями инвестиционного контракта (в редакции дополнительного соглашения N 7, сводный план-график (поз. N 5 по ГП) в достраиваемый жилой дом переселению подлежат шесть ветхих жилых домов, расположенных по адресам: ул. Центральная, дома 10, 12, 14; 1-ый Центральный проезд д. 5 и ул. Кооперативная, д. 3. Вышеназванные ветхие жилые дома, подлежащие сносу деревянные, барачного типа, 1 930 года постройки, общий износ зданий более 70%.
Кроме того, согласно наименованию, инвестиционный контракт изначально являлся социально ориентированным проектом, одна из целей которого - переселение граждан из ветхого жилого фонда.
Судами установлено, что согласно справке Администрации городского округа Щёлково от 13.03.2024 N СЕ/1156 по условиям инвестиционного контракта от 10.12.2004 N 223-14-04 на выполнение Программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда в благоустроенные квартиры и строительства многоквартирных жилых домов в г. Щёлково Московской области, заключенного между Минжилполитики Московской области, Администрацией городского округа Щёлково и ООО "Инвест проект МСК", в обязательства застройщика входит передача в муниципальную собственность городского округа Щёлково для переселения граждан 46 семьи (133 человека) из 6 жилых домов с высоким процентом износа общей площадью 1 987,71 кв. м., расположенных по адресам: г. Щёлково, ул. Центральная, д. 10, 12, 14, ул. Кооперативная д. 3, ул. 1-ый Центральный проезд д. 3, ул. 2-й Центральный проезд д. 5 - после ввода в эксплуатацию проблемного объекта - многоквартирного жилого дома поз. N 5 ЖК "Центральный" г. Щёлково. Дополнительно, в материалы дела заявителем представлена квартирограмма переселения жителей из домов, подлежащих сносу в связи с застройкой МКР 14 (ООО "Инвест проект МСК") по 6 домам с перечнем квартира и граждан подлежащих переселению, из которой следует, что спорные жилые помещения - 46 квартир предназначены исключительно для переселения граждан из ветхих жилых домов.
Таким образом, спорные жилые помещения - 46 квартир необходимы заявителю в целях реализации полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями, в связи с отселением их из ветхих жилых домов.
Судами также установлено, что в соответствии с распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2023 N 281-Р "Об установлении предельной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Московской области на I, II кварталы 2024 года" установлена предельная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в Московской области на I, II кварталы 2024 согласно приложению к настоящему распоряжению (далее - Распоряжение Мособлкомцен от 20.12.2023 N 281-Р). Согласно пункту 58 Распоряжения Мособлкомцен от 20.12.2023 N 281-Р стоимость 1 кв. м. общей площади жилого помещения в городском округе Щёлково Московской области составляет 133 359 рублей.
Администраций городского округа Щёлково заявлены требования о включении в реестр требований участников строительства должника ООО "Инвест проект МСК" о передаче жилых помещений - 46 квартир, общей проектной площадью 3 066,1 кв. м.
Следовательно, стоимость жилых помещений составляет (3 066,1 кв. м. x 133 359 руб. = 408 892 026,90 рублей).
Кроме того, как установлено судами, в рамках реализации инвестиционного проекта согласно пункту 2.1. инвестиционного контракта, заявитель, передал в аренду застройщику земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0050422:202, 50:14:0050422:200, 50:14:0050423:276 для строительства жилым многоквартирных домов N 9 и N 4, N 11 (позиции по генплану), а также земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:050422:0014, 50:14:0050422:192, 50:14:0000000:139193.
Обязательства по предоставлению спорного участка в аренду заявителю имелись у администрации в силу условий заключенного инвестиционного контракта (пункт 3.6, пункт 5.1.1 контракта).
Таким образом, ООО "Инвест проект МСК" получило преимущественное право на заключения договоров аренды земельного участка без проведения торгов исключительно в рамках реализации инвестиционного проекта на выполнение Программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда в благоустроенные квартиры и строительства многоэтажных жилых домов в городе Щёлково Московской области.
С учетом изложенного и установленных фактических обстоятельств, суды, руководствуясь положениями статей 201.1, 201.4 Закона о банкротстве с учетом разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", приняв во внимание правовую природу требований заявителя, пришли к верному выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оснований считать указанный вывод, как и оценку, данную судами первой и апелляционной инстанций вышеизложенным обстоятельствам, не соответствующими положениям действующего законодательства и представленным в материалы дела доказательствам, вопреки доводам кассатора, у суда округа не имеется.
По существу, доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах, выводов.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении норм материального или процессуального права, о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2024 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2024 по делу N А41-20719/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Трошина |
Судьи |
Н.М. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность требований о передаче 46 квартир для переселения граждан из ветхого жилья, удовлетворив заявление администрации о включении этих требований в реестр участников строительства в рамках дела о банкротстве застройщика. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2024 г. N Ф05-25795/23 по делу N А41-20719/2022
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2025 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25139/2024
17.02.2025 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25083/2024
07.02.2025 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25079/2024
02.12.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19122/2024
22.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25795/2023
10.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25795/2023
15.07.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12249/2024
12.07.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8134/2024
11.07.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4326/2024
25.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25795/2023
01.03.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-26835/2023
05.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25795/2023
03.11.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25795/2023
28.08.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14501/2023
01.08.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12984/2023
07.06.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7963/2023
28.09.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-20719/2022