Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 сентября 2008 г. N А35-4064/07-С17
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 17406/08 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, надлежаще извещены, от ответчика - не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "М" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 по делу N А35-4064/07-С17, установил:
Открытое акционерное общество "Р" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги (далее - ОАО "Р") обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Открытому акционерному обществу "М" (далее - ОАО "М") о взыскании 24442 руб. 20 коп. платы за пользование вагонами.
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 решение суда первой инстанции отменено. С ОАО "М" в пользу ОАО "Р" взыскано 24442 руб. 20 коп.
Ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО "М" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанного судебного акта.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Как установлено судами, между ОАО "Р" (перевозчик) и ОАО "М" (владелец) заключен договор N 9/108 от 29.08.2005 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "М".
Согласно п. 6 договора подача вагонов (перевозчика, собственных, арендованных) владельцу производится через интервал 2 часа, груженых - по уведомлению. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути NN 4, 5, 6, 8, 10 станции "Михайловский Рудник". Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Пунктом 16 договора предусмотрена плата за пользование вагонами по ставкам таблиц NN 5, 9 Тарифного руководства N 2, штраф за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику.
Во исполнение условий названного договора истцом своим локомотивом на выставочные пути станции "Михайловский Рудник" поданы прибывшие по накладным вагоны.
По факту простоя поданных вагонов составлены акты общей формы, подписанные представителем ответчика с разногласиями.
Плата за пользование вагонами в размере 24442 руб. 20 коп. ОАО "М" не произведена.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Р" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Деятельность организаций железнодорожного транспорта регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" N 17-ФЗ от 10.01.2003 железнодорожными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; железнодорожными путями необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно условиям заключенного между сторонами договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути NN 4, 5, 6, 8, 10 станции Михайловский Рудник. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки (п. 6)
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Р" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Р", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу истца - ОАО "Р" при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов либо при условии наличия в договоре соглашения сторон о взимании платы за вагоны грузополучателя с определением её размера.
Пунктом 16 договора N 9/108 от 29.08.2005 предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами по ставкам таблиц NN 5-9 Тарифного руководства N 2, штраф за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику.
Приведенный пункт договора не указывает на принадлежность вагонов. Иные условия названного договора также не предусматривают оплату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику - ОАО "Р".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражным судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция находит решение суда первой инстанции оставлению без изменения, а постановление апелляционной инстанции - отмене.
Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 5, 288 ч. 1, 2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 по делу N А35-4064/07-С17 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Курской области от 27.01.2008.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 сентября 2008 г. N А35-4064/07-С17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании