Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 января 2009 г. N А62-1887/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от прокуратуры Смоленской области А.Ю.Т. - представителя, доверенность от 11.02.2008 N 08/08, от администрации муниципального образования "Т" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от сельскохозяйственного производственного кооператива "Д" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.07.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 по делу N А62-1887/2008, установил:
Первый заместитель прокурора Смоленской области (далее - Прокурор) в интересах муниципального образования "Т" обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным распоряжения главы муниципального образования "Т" Смоленской области от 18.04.2007 N 161-р, признании недействительным (ничтожным) соглашения от 18.04.2007 N 1, заключенного между администрацией муниципального образования "Т" Смоленской области (далее - Администрация) и сельскохозяйственным производственным кооперативом "Д" (далее - Кооператив), а также применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде односторонней реституции путем возложения на Кооператив обязанности вернуть в бюджет муниципального образования "Т" Смоленской области денежные средства в размере 50000 рублей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 решение суда от 14.07.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Кооператив обратился в Администрацию с просьбой об оказании финансовой помощи из местного бюджета для проведения весенне-полевого сева льна - долгунца.
Распоряжением Администрации от 18.04.2007 N 161-р из резервного фонда муниципального образования Темкинский район для оказания финансовой помощи Кооперативу при проведении сева выделено 50000 рублей.
В соответствии с указанным распоряжением между Администрацией и Кооперативом заключено соглашение от 18.04.2007 N 1, по которому на безвозвратной основе Кооперативу предоставлялись из местного бюджета денежные средства в размере 50000 рублей.
Полагая, что распоряжение от 18.04.2007 N 161-р противоречит законодательству и нарушает права муниципального образования, так как выделенные Кооперативу денежные средства использовались на цели, не связанные с задачами органов местного самоуправления, а соглашение от 18.04.2007 N 1 является ничтожным, так как противоречит нормам бюджетного законодательства, Прокурор обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого распоряжения действующему законодательству и отсутствии оснований для признания ничтожным соглашения от 18.04.2007 N 1.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
Решением Темкинского районного Совета депутатов Смоленской области от 21.12.2006 N 97 с изменениями, внесенными в него решением Темкинского районного Совета депутатов Смоленской области от 30.03.2007 N 25, утвержден бюджет муниципального образования "Т" Смоленской области на 2007 год по расходам в сумме 81040,6 тыс. руб., по доходам - 81040,6 тыс. руб.
Статьей 17 решения Темкинского районного Совета депутатов от 21 декабря 2006 года "Об утверждении местного бюджета на 2007 год" в составе расходов местного бюджета утвержден резервный фонд муниципального образования "Т" Смоленской области в размере 789,5 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 81 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления (ч. 1).
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году (ч. 4).
Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (ч. 5).
Согласно п. 2 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации, утвержденного постановлением от 13.12.2005 N 262, в целях реализации установленных ч. 5 ст. 81 БК РФ полномочий, резервный фонд Администрации создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий местного значения, не предусмотренных в бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год.
Пунктом 4 указанного Положения установлено, что средства резервного фонда администрации муниципального образования "Т" Смоленской области расходуются на финансирование, в частности, мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления администрации муниципального образования.
Учитывая, что на основании оспариваемого распоряжения денежные средства выделялись из резервного фонда в форме бюджетных ассигнований на непредвиденные расходы, не запланированные в 2007 финансовом году, нарушений бюджетного законодательства и нормативно-правовых актов органа местного самоуправления Администрацией допущено не было.
По изложенным основаниям суд правомерно отказал в удовлетворении требования Прокурора и о признании ничтожным соглашения от 18.04.2007 N 1.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для ее переоценки в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.07.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 по делу N А62-1887/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 января 2009 г. N А62-1887/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании