Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 ноября 2008 г. N А08-8208/07-21
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 3072/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ОАО "Э" - П.С.А. - представитель (дов. от 23.11.2007 б/н); от Белгородской таможни - Н.С.А. - главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров (дов. от 26.12.2007 N 05-12/23939); П.Е.Н. - главный государственный таможенный инспектор правового отдела (дов. от 09.01.2008 N 03-19/00026);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Белгородской таможни на решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу N А08-8208/07-21, установил:
Открытое акционерное общество "Э" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Белгородской таможне (далее - Таможня) о признании недействительными решения от 27.09.2007 N 10101000/270907/58, требований об уплате таможенных платежей от 01.10.2007 N 76, от 02.10.2007 N 77, от 03.10.2007 N 81, от 05.10.2007 N 82, от 08.10.2007 N 83 и обязании Белгородской таможни зачесть сумму списанных в бесспорном порядке денежных средств в размере 24066395,35 руб. в счет уплаты будущих таможенных платежей ОАО "Э" (уточненные требования).
Решением суда от 16.06.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Таможня просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судом кассационной инстанции установлено следующее.
Как видно из материалов дела, Общество в период с 03.05.2007 по 06.09.2007 осуществляло ввоз с территории Украины на территорию РФ олеина пальмового/масла рафинированного, недезодорированного, отбеленного.
Таможенный контроль при ввозе товаров на таможенную территорию РФ осуществлялся Белгородской таможней.
27 сентября 2007 года Обществом было получено решение Таможни N 10101000/270907/58 об отмене решения должностного лица Алексеевского таможенного поста в порядке ст. 412 ТК РФ. Решение о признании Украины в качестве страны происхождения масла признано недействительным.
В связи с отменой решения должностного лица Алексеевского таможенного поста, на основании которого Обществу предоставлялись тарифные преференции и товар был выпущен для внутреннего потребления без уплаты 5% ввозной таможенной пошлины и с уплатой НДС по ставке 10% у Общества возникла задолженность по уплате таможенных платежей и пеней. С целью взыскания сложившейся задолженности по таможенным платежам Белгородская таможня направила в адрес ОАО "Э" требования об уплате таможенных платежей от 01.10.2007 N 76, от 02.10.2007 N 77, от 03.10.2007 N 81, от 05.10.2007 N 82, от 08.10.2007 N 83 на общую сумму 24066395,35 руб.
В ноябре 2007 года указанные денежные средства были списаны со счета Общества в бесспорном порядке.
Полагая, что вышеуказанное решение и требования Таможни противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации, в том числе путем освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.
Заявитель ввез на таможенную территорию Российской Федерации олеин пальмовый/ масло рафинированное, недезодорированное, отбеленное. Страной происхождения данного товара была указана Украина.
В соответствии с п. 6 Приказа ГТК РФ от 25.12.2003 N 1539 не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 30 ТК РФ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом, или в порядке определенном настоящим Кодексом,
Как указано в п. 1 ст. 32 ТК РФ, если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 32 ТК РФ для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки: 1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции производились; 2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ТК РФ документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о прохождении товара или в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 N 716 утвержден Перечень товаров, при ввозе которых на таможенную территорию РФ из государств-участников СНГ требуется представление сертификата о происхождении товара.
Указанным нормативным актом установлено, что при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации масел или жиров растительных или их фракций требуется предоставление сертификата о происхождении товара.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ТК РФ сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны ввоза, если в стране ввоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара.
Как видно из материалов дела, заявитель представил в Таможню вместе с каждой ГТД сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1, выданные Ильичевским предприятием Одесской региональной торгово-промышленной палаты, в которых страной происхождения товара указана Украина.
Выдача указанных сертификатов осуществлена на основании экспертных заключений, в которых указан критерий определения страны происхождения товара - переработка сырья считается достаточной для приобретения готовым товаром статуса происхождения Украины согласно Правил определения страны происхождения товара (утв. Решением глав правительств СНГ 30.11.2000).
Претензий к представленным Обществом сертификатам на товар Таможней ни в ходе таможенного оформления товара ни в ходе рассмотрения спора в суде не предъявлено.
Таким образом, суд обоснованно посчитал, что Общество подтвердило, что ввозимый на таможенную территорию РФ товар происходил из Украины.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Обществом не подтверждена страна происхождения товара, поскольку при производстве данного товара ООО "Д" не в полном объеме выполняются производственные и технологические операции, установленные Правилами определения страны происхождения товаров, несостоятелен.
Решением от 30 ноября 2000 года Совет Глав Правительств СНГ "О правилах определения страны происхождения товаров" утвердил Правила определения страны происхождения товаров.
Настоящие Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 2 апреля 1999 года, и находящихся в торговом обороте между этими государствами.
Согласно п. 1 указанных Правил страной происхождения товара считается государство -участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке / переработке.
В соответствии с п.п. 3, 4 Правил для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве - участнике Соглашения, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке переработке.
В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки переработки товара.
Данными Правилами определено, что критерий достаточной обработки переработки может выражаться, в том числе, выполнением необходимых условий, производственных и ходатайству и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.
Приложением N 1 к указанным Правилам установлен Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
В соответствии с пунктом 1.1 Примечания 1 данного Перечня в первых двух его колонках указываются данные о продукте, полученном в результате обработки/переработки сырья или материалов.
В п. 4.1 Примечания 4 Перечня указано, что условия и операции, приведенные в третьей колонке настоящего Перечня, устанавливают минимальный объем выполнения производственных или технологических операций. Выполнение установленных производственных или технологических операций в меньшем объеме не определяет происхождения продукта.
В Перечне по позиции 1507 - 1515 (код ТН ВЭД СНГ) значатся масла сырые растительные, масла гидратированные, масла рафинированные не дезодорированные, масла рафинированные дезодорированные.
Правила не раскрывают понятия указанных видов растительных масел.
В качестве условия производственных и технологических операций, необходимых для придания товару статуса происхождения при использовании в производстве товара третьих стран значится механическая очистка путем: отстаивания, фильтрования, центрифугования, обработка горячей водой или паром, нейтрализация щелочью, обработки острым паром под вакуумом.
Таким образом, исходя из смысла вышеперечисленных норм, критерием достаточной обработки переработки является образование в процессе переработки товара, который имеет характерные только для данного товара свойства.
Указанные свойства приобретаются в результате воздействия на исходный товар посредством технологических операций.
Относительно масел по позиции 1507 - 1515 такой операцией является механическая очистка, осуществляемая в форме отстаивания, фильтрования, центрифугования, обработки горячей водой или паром, нейтрализации щелочью, обработки острым паром под вакуумом.
Как следует из материалов дела, Обществом с территории Украины на территорию РФ ввезен олеин пальмовый/ масло рафинированное, недезодорированное, отбеленное.
В связи с возникшими разногласиями о стране происхождения товара, ввезенного Обществом на таможенную территорию Российской Федерации с территории Украины, по Ходатайству ОАО "Э" судом была назначена экспертиза с целью установления выполненных производственных и технологических операций в отношении этого товара на заводе ООО "Д" (Украина).
В соответствии с заключением от 27.04.2008 N 35 Московского филиала ГНУ ВНИИЖ РАСХН, производство рафинированного дезодорированного пальмового масла и его фракций на заводе ООО "Д", находящимся на Украине (г. Южный), осуществляется с полным соблюдением всех технических стадий, указанных в производственном и технологическом регламенте.
Сырое (нерафинированное) пальмовое масло (его фракций) на заводе ООО "Д" подвергалось последней и единственной существенной переработке, достаточной для придания ему характерных свойств рафинированного отбеленного пальмового масла (его фракций).
Необходимые условия и достаточные производственные и технологические операции, в данном случае только одна операция - механическая очистка, выполненная в полном объеме, имела место на заводе ООО "Д". Критерий достаточности переработки сырого (нерафинированного) пальмового масла (его фракций) достигнут, так как оно переработано с получением товара - рафинированного дезодорированного пальмового масла (его фракций) с его характерными свойствами.
Производство экспертизы осуществлялось в соответствии с требованиями ст.ст. 82, 83, 86 АПК РФ.
Круг и содержание вопросов, по которым необходимо было получить заключение эксперта, определялся судом с участием сторон.
На все поставленные вопросы экспертом даны однозначные ответы.
Отводов эксперту, а также ходатайств о проведении повторной экспертизы, от лиц, участвующих в деле, не поступало.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал заключение эксперта объективным и учитывал его при принятии решения по данному спору.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в результате обработки (переработки) пальмового масла (товара третьей страны) образуется товар, получивший новые свойства, страной происхождения товара следует считать страну, в которой имела место обработка (переработка).
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд, страной происхождения товара является Украина.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования ОАО "Э".
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу N А08-8208/07-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Белгородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 ноября 2008 г. N А08-8208/07-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании