Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 февраля 2009 г. N А14-4278/2008/27/22
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2008 г. по делу N А14-4278/2008/27/22
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "В" С.С.А. - представителя, дов. N 36-02/049338 от 10.09.2008, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа на решение арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по делу N А14-4278/2008/27/22, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "В" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес N 11-28/11227 от 29.05.2008 и обязании Инспекции зарегистрировать объекты налогообложения налогом на игорный бизнес по заявлению Общества о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 15.05.2008.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объёме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, ООО "В" осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 004435, выданной 24.05.2004 Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
Общество было поставлено на налоговый учет 13.12.2005 в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по адресу: г. Воронеж, проспект Труда, д. 67.
Налогоплательщиком 15.05.2008 в адрес Инспекции было подано заявление о постановке на налоговый учет 60 объектов обложения налогом на игорный бизнес (10 игровых столов и 50 автоматов) по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 19-г.
Письмом N 11-28/11227 от 29.05.2008 Инспекция отказала в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указав, что в силу п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) новые игорные заведения с 01.01.2007 могут быть открыты исключительно в игорных зонах.
Полагая, что отказ налогового органа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес противоречит требованиям законодательства РФ, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
В силу ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 ст. 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом, в силу п. 3 ст. 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 возложен на налоговые органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом, согласно ч. 9 ст. 16 вышеуказанного закона деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного данным Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям данного Федерального закона.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Законом Воронежской области от 25.06.2007 N 71-03 с 01.01.2008 введен запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, за исключением казино.
С учётом вышеназванных нормативных предписаний, суд обоснованно указал, что деятельность игорных заведений на территории Воронежской области до 01.01.2008 возможна только в случае их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч.ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч.ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, а после 01.01.2008 на территории Воронежской области вправе осуществлять деятельность только игорные заведения в виде казино при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к казино Законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
В материалы дела Обществом были представлены документы, подтверждающие, что его деятельность соответствует вышеуказанным требованиям, предъявляемым к организатору азартных игр, а именно:
- аудиторские заключения, содержащие расчеты стоимости чистых активов ООО "В" на 01.01.2008, на 31.03.2008, на 30.06.2008 по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.05.2007 N 29н, из которых следует, что размер чистых активов Общества на указанные даты составляет соответственно 622 млн. руб. , 643 млн. руб., 633,5 млн. руб.
- свидетельство от 11.09.2003, в соответствии с которым Общество является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке на территории РФ;
- лицензия N 004435, выданная 24.05.2004 Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений (согласно ч. 4 ст. 16 Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, для лицензиатов срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданных до дня вступления в силу названного Закона и действующих на день его вступления в силу, продлевается до 30.06.2009 вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях);
- договор аренды N 3 от 21.06.2008, приложения N 1 и N 2 к данному договору, в которых указан план расположения помещений на 1 и 2 этажах, из которых следует, что игорное заведение разбито на зону обслуживания (игорная зона) и служебную зону. При этом, зона обслуживания составляет 800 кв. м, а общая площадь игорного заведения составляет 820 кв. м. В зоне обслуживания размещены в том числе касса игорного заведения и туалет. В служебной зоне игорного заведения расположены помещения для отдыха работников организатора азартных игр, специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, помещение для организации службы безопасности игорного заведения;
- договоры купли-продажи автоматов, игровых столов, акты приемки-передачи объектов основных средств, в соответствии с которыми, автоматы и игровые столы находятся в собственности организатора азартных игр;
- декларации соответствия игрового оборудования требованиям, предъявляемым к игровому аппарату, а также акты о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем, подтверждающие, что технологически заложенный средний процент выигрыша составляет не менее 90 % а также отсутствие недекларированных возможностей по изменению процента выигрыша;
- список сотрудников обособленного подразделения (Московский проспект, 19-г), из которого следует, что все сотрудники подразделения старше 18 лет;
- отчет организатора азартных игр, представляемый в ФНС России по состоянию на 30.06.2008.
Доказательств, опровергающих содержание вышеуказанных документов, а также подтверждающих факт несоответствия ООО "В" ч. 6 ст. 6, ч.ч. 1, 3 -5 ст. 8, ч.ч. 2 и 3 статьи 15 Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ Инспекцией, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришли к обоснованному выводу о соответствии Общества требованиям, предъявляемым к игорным заведениям вышеуказанными нормами Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, и, как следствие, правомерно удовлетворили заявление налогоплательщика.
Доводы Инспекции, приведённые в кассационной жалобе, являлись обоснованием позиции налогового органа по делу в ходе разрешения спора по существу, они не опровергают выводов судов, сделанных на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями норм материального права, а, по существу, направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по делу N А14-4278/2008/27/22 оставить без изменений, а кассационную жалобу ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 февраля 2009 г. N А14-4278/2008/27/22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании