Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 марта 2009 г. N А62-1261/2008 (Ф10-6489/08)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: МУП "Г" А.Л.А. - представитель (доверенность от 01.08.2007 г); от ответчика: муниципальное образование Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области в лице администрация Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области - не явился, надлежаще извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу N А62-1261/2008, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Г" (далее - МУП "Г") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к муниципальному образованию Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области в лице администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области (далее - Администрация Вяземского городского поселения) о взыскании (с учетом уточнения) убытков в сумме 1025373 руб. 48 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2008 исковые требования удовлетворены частично. С Муниципального образования Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области в лице администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области за счет средств казны Муниципального образования Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области в пользу МУП "Г" взыскано 647469 руб. 92 коп. В остальной части иска отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что суд апелляционной инстанции необоснованно применил к правоотношениям сторон ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании, доводы кассационной жалобы отклонила, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. Ответчик, надлежащим образом, извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 оставить без изменения, на основании следующего.
Как установлено судом, МУП "Г" в 2007 году оказывал населению микрорайона "Ю" г. Вязьма услуги по водоснабжению и водоотведению. При определении стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению МУП "Г" руководствовалось тарифом, утвержденным постановлением РЭК Смоленской области от 29.06.2007 г. N 63 и составившим 16 руб. 16 коп. без НДС по водоснабжению и 13 руб. 34 коп. без НДС по водоотведению.
При этом население оплачивало услуги по водоснабжению и водоотведению, исходя из размера тарифов, установленных в спорный период времени для населения решением Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 11.04.2007 г. N 21, составивших 9 руб. 64 коп. с НДС по водоснабжению и 5 руб. 86 коп. с НДС по водоотведению.
В связи с тем, что оказание услуг населению осуществлялось истцом по тарифам, установленным местным органом самоуправления, которые не соответствовали тарифам, утвержденным для истца РЭК Смоленской области у МУП "Г" образовались убытки в виде межтарифной разницы.
Отказ ответчика в добровольном порядке оплатить данную межтарифную разницу явился основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя, заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 8, 15, 16, 124, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пришли к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом, проверив расчет истца, пришли к выводу о необходимости удовлетворения их в части.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции и согласие с ними суда апелляционной инстанции обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства на основании следующего.
Как усматривается из материалов дела, факт оказания в спорный период истцом услуг ответчику, последним не оспаривается.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждаются органами местного самоуправления.
Орган местного самоуправления при утверждении для населения тарифа вправе снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению только с условием обязательного обеспечения возмещения экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Постановлением Региональной службы по тарифам Смоленской области от 29.06.2007 N 63 для МУП "Г" установлен тариф на услуги по водоснабжению в размере 16 рублей 15 копеек и по водоотведению в размере 13 рублей 34 копеек для расчетов с потребителями
Решением Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 11.04.2007 г. N 21, установлены тарифы для населения, проживающего на территории Вяземского городского поселения в размере 9 руб. 64 коп. с НДС по водоснабжению и 5 руб. 86 коп. с НДС по водоотведению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу положений ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
В силу ст.ст. 15, 1064 ГК РФ основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков являются факт их причинения, наличие причинной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, документально подтвержденный размер убытков. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, на истце лежит обязанность доказать факт причинения ему вреда, размер убытков и наличие причинной связи, а на ответчике - отсутствие вины в причинении вреда.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что органы местного самоуправления при установлении в спорный период тарифов для населения ниже региональных стандартов и предельных уровней не установили порядок и источники возмещения, допустив тем самым неправомерное бездействие.
В результате разницы между тарифом, утвержденным РЭК, и тарифами для населения, установленными органом местного самоуправления, у истца возникли убытки в виде неполученных доходов.
Установив бездействие администрации по возмещению истцу межтарифной разницы, размер понесенных убытков и наличие причинно-следственной связи между бездействиями администрации и понесенными убытками, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности состава правонарушения, необходимого для взыскания убытков.
Согласно пункту 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ расчет представленный истцам, суды обосновано удовлетвори требования истца за июль и август 2007 г. по оплате услуг в сумме 647469 руб. 92 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованности ссылки суда на ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" по тем основаниям, что указанный закон устанавливает принципы регулирования тарифов для организаций коммунального комплекса в целях реализации производственных программ, в рассматриваемом же случае отсутствуют доказательства того, что МУП "Г" имеет такую производственную программу отклоняется судом кассационной инстанции.
Исходя из смысла положений данного закона, разработка и предоставление в орган регулирования производственной программы является необходимым условием для расчета и установления для данной организации коммунального комплекса тарифов на товары и услуги этой организации. Принимая во внимание, что тариф был установлен для МУП "Г" постановлением РЭК Смоленской области от 29.06.2007 N 63, необходимые для его определения материалы, в том числе и производственная программа, были разработаны и представлены обществом в орган регулирования в установленный законом срок.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемым судебным актом фактически, сводятся к переоценке доказательств, установленных судом апелляционной инстанции, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу N А62-1261/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2009 г. N А62-1261/2008 (Ф10-6489/08)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании