Постановление Президиума Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 сентября 2006 г. N 10
По результатам обсуждения рекомендаций, содержащихся в постановлении президиума ФАС Северо-Кавказского округа от 17.07.2006 г. N 34:
1. Одобрить и довести до сведения арбитражных судов Центрального округа следующие рекомендации по применению норм права в арбитражных спорах:
Вопрос: Должны ли привлекаться к участию в деле члены совета директоров хозяйственного общества по искам о признании недействительными решений совета директоров, если удовлетворение иска может явиться основанием для привлечения членов совета директоров к ответственности за убытки, причиненные обществу?
Рекомендация: В силу ст. 42 АПК РФ лица, не участвующие в деле, вправе обжаловать принятый судебный акт только в тех случаях, когда он принят об их правах и обязанностях.
Судебное решение о признании недействительным решения совета директоров непосредственно не влечет правовых последствий для членов совета директоров. Дела о признании недействительным решения совета директоров и привлечении членов совета директоров к ответственности за убытки, причиненные их действиями обществу, имеют различный предмет доказывания. Условиями ответственности членов совета директоров за убытки, причиненные их действиями обществу, являются противоправность, в том числе в виде незаконного решения совета директоров и возникшим ущербом. В рамках дела о привлечении к ответственности членов совета директоров при выяснении вины как условия ответственности суд вправе самостоятельно исследовать вопрос о противоправности решения, принятого членами совета директоров, и в зависимости от установления указанных обстоятельств разрешить спор.
Поскольку решение суда о признании недействительным решения совета директоров непосредственно не затрагивает права и обязанности членов совета директоров, они не вправе обжаловать принятый судебный акт. Таким образом, непривлечение членов совета директоров к участию в деле о признании недействительным решения совета директоров не является безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
2. Не согласиться с правовой позицией президиума ФАС Северо-Кавказского округа по следующему вопросу:
Вопрос: Обязан ли налоговый орган принимать до обращения в суд меры к ликвидации юридических лиц в административном порядке при наличии у них задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами либо ему следует обратиться с требованием о признании должника банкротом по упрощенной процедуре (отсутствующего должника) без соблюдения порядка, установленного ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Рекомендация ФАС Северо-Кавказского округа: Статьей 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьей 227 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрена принудительная ликвидация недействующего юридического лица в административном порядке (исключение регистрирующим органом из Единого государственного реестра юридических лиц) и в судебном (признание отсутствующего должника банкротом). Административный порядок применяется в отношении юридических лиц, не имеющих задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. Процедура банкротства предусмотрена для юридических лиц, имеющих такую задолженность.
Следовательно, при наличии у отсутствующего должника задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами налоговый орган должен обращаться в арбитражный суд с требованием о признании отсутствующего должника банкротом по упрощенной процедуре банкротства без предварительного принятия решения о предстоящем исключении этого юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Не соглашаясь с приведенной правовой позицией, Президиум ФАС Центрального округа считает необходимым сделать следующие замечания:
Статьями 21.1 и 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен особый порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц. Правом принимать решение об исключении юридического лица из единого государственного реестра при наличии всех указанных в п. 1 ст. 21.1 Закона условий обладает регулирующий орган.
Исключение из единого государственного реестра юридических лиц является основанием прекращения правоспособности юридического лица в силу ст. 49 ГК РФ.
Целью осуществления процедуры банкротства отсутствующего должника в конечном итоге также является прекращение его правоспособности. Совокупность норм Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" позволяет сделать вывод о том, что порядок, предусмотренный названными законами, является обязательным для уполномоченного органа. Его несоблюдение является безусловным препятствием для обращения уполномоченного органа с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом.
В связи с изложенным, заявление уполномоченного органа, поданное без соблюдения досудебного порядка, в силу п. 2 ст. 48 АПК РФ, подлежит оставлению без рассмотрения*(1).
Указанные разногласия по вопросам правоприменительной практики направить в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для информации.
-------------------------------------------
*(1). По аналогичному вопросу 02.06.2006 года Научно-консультативным советом при ФАС ЦО даны рекомендации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 21.1 и 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен особый порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц. Правом принимать решение об исключении юридического лица из единого государственного реестра при наличии всех указанных в п. 1 ст. 21.1 Закона условий обладает регулирующий орган.
Исключение из единого государственного реестра юридических лиц является основанием прекращения правоспособности юридического лица в силу ст. 49 ГК РФ.
Целью осуществления процедуры банкротства отсутствующего должника в конечном итоге также является прекращение его правоспособности. Совокупность норм Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" позволяет сделать вывод о том, что порядок, предусмотренный названными законами, является обязательным для уполномоченного органа. Его несоблюдение является безусловным препятствием для обращения уполномоченного органа с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом."
Постановление Президиума Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 сентября 2006 г. N 10
Документ размещен на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа: http://fasco.arbitr.ru/