Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение о положениях Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), регулирующих вопросы проведения открытых аукционов в электронной форме, и сообщает.
1 июля 2009 г. вступила в силу новая глава 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). Настоящей главой устанавливается новый порядок проведения открытых аукционов в электронной форме. С целью распространения практики проведения электронных аукционов среди государственных заказчиков в соответствии с частью 32 статьи 65 Закона Правительство Российской Федерации определило три пилотных электронных площадки, на которых могут проводится электронные аукционы для заказчиков федерального уровня в соответствии с порядком, установленным главой 3.1 Закона - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ОАО "Единая электронная торговая площадка" и ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 755-р).
В соответствии с частью 31 статьи 65 Закона Минэкономразвития России, являясь федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, совместно с ФАС России осуществит отбор электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме в порядке, установленном главой 3.1 Закона. При отборе электронных площадок будут определены условия функционирования и количество электронных площадок. Отобранные площадки будут проводить электронные аукционы для федеральных, а также для региональных и муниципальных заказчиков.
Департамент считает, что отбор ограниченного числа электронных торговых площадок будет способствовать существенному совершенствованию системы государственных и муниципальных закупок, в частности:
1) будет осуществлен полный переход на электронный документооборот и сокращение издержек по участию в торгах, переход к возможности участия в аукционе "он-лайн" не в масштабах региона, а в масштабах страны. При этом электронный документооборот предусматривает не только проведение в электронном виде самого аукциона, но и подписание контрактов с помощью электронной цифровой подписи. Это позволит полностью уйти и заказчику, и предпринимателям от "бумажной" процедуры и обеспечит возможность участия малых компаний в аукционах в режиме "удаленного доступа". Также это позволит малым компаниям принимать участие в большем, нежели сейчас количестве торгов, так как отпадает необходимость личного присутствия при проведении аукционов, и сокращаются издержки малых компаний, связанные с транспортными расходами;
2) будут созданы условия для защиты добросовестных предпринимателей и заказчиков - процедура допуска и аккредитации участников. Во избежание злоупотреблений со стороны заказчиков порядок аккредитации и рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе исключительно формализован и максимально детализирован;
3) будет обеспечена информационная безопасность процедуры проведения открытого аукциона в электронной форме, поскольку отобранные Правительством Российской Федерации (а позднее Минэкономразвития России) электронные торговые площадки будут обязаны действовать в строгом соответствии с требованиями и регламентами, определенными Минэкономразвития России. Кроме того, контроль за их исполнением со стороны Минэкономразвития России и ФАС России будет осуществляться как на этапе отбора площадок, так и на стадии их функционирования;
4) формируются благоприятные условия участия поставщиков и подрядчиков в электронных аукционах, поскольку наличие ограниченного числа площадок позволяет с наименьшими временными и трудовыми затратами отследить аукционы по интересующей организацию тематике, тогда как в настоящее время в условиях множества площадок одновременная работа с ними не представляется возможной. Кроме того, Высокая концентрация заказчиков и участников аукционов на ограниченном числе электронных площадок позволит проводить торги с высоким уровнем конкуренции, осуществлять быстрый поиск и контроль информации о размещаемом заказе.
Вместе с тем, следует отметить, что большое число электронных площадок формирует условия для злоупотребления доступом к программным и аппаратным средствам электронной площадки в целях сокрытия или искажения размещенной информации, а также ограничения доступа к такой информации или к участию в аукционах потенциальных участников торгов.
Помимо вышеизложенного Департамент считает, что требования Закона об обязательном открытии оператором электронной торговой площадки счета для обеспечения заявок на участие в аукционе для каждого аккредитованного участника размещения заказа являются инструментом, обеспечивающим экономическую безопасность и защищающим государственных заказчиков от недобросовестной конкуренции при проведении электронных торгов.
Также Департамент отмечает, что в соответствии со статьей 41.1 Закона не допускается взимание с участников размещения заказа платы за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме, за исключением платы, взимаемой с лица, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, в случаях, предусмотренных настоящей главой. Таким образом, оплата за участие в электронном аукционе не взимается и как следствие, издержки организации не коим образом не увеличиваются. Кроме того, организация, представившая денежные средства оператору электронной торговой площадки в счет обеспечения заявки на участие в аукционе, вправе получить эти средства обратно по окончании процедуры торгов. Таким образом, у участника размещения заказа не возникает дополнительных расходов, и, следовательно, условия для увеличения цены контракта не формируются.
Вместе с тем сообщаем, что отбор электронных торговых площадок, имеющих право проводить открытые аукционы в электронной форме в соответствии с главой 3.1 Закона, будет проводиться на конкурсной основе. Любая электронная торговая площадка, включая официальную торговую площадку Кемеровской области, вправе принять участие в указанном отборе.
Учитывая вышеизложенное, Департамент считает меры определению электронных торговых площадок, уполномоченных на проведение электронных аукционов при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, своевременными и способствующими развитию конкуренции в системе государственных и муниципальных закупок.
Заместитель Директора |
А. Т. Катамадзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2009 г. N Д05-4028 "О разъяснении положений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был