Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел предложения и сообщает.
По вопросу изъятия предприятий сообщаем. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусмотрены механизмы перераспределения собственности от неэффективного собственника к эффективному. В частности Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) в числе мер по восстановлению платежеспособности предусмотрена продажа предприятия должника как имущественного комплекса и замещение активов должника.
Продажа предприятия осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество, входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.
По вопросу удовлетворения требований работников сообщаем следующее. Согласно пункту 4 статьи Закона о несостоятельности требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Одновременно отмечаем, что в случае, если руководитель должника отсутствует - в отношении такого должника может быть возбуждено производство по делу о банкротстве. Данный вопрос регулируется параграфом 2 Закона о несостоятельности. В соответствии пунктом 1 статьи 227 Закона о несостоятельности в случаях, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Согласно статье 228 Закона о несостоятельности Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.
Конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к общим процедурам, применяемым в деле о банкротстве.
Заместитель |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 июня 2009 г. N Д06-1672 "Об отсутствующих должниках"
Текст письма официально опубликован не был