Департамент государственного регулирования в экономике и развития конкуренции рассмотрел обращение по вопросу размещения заказов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог для государственных и муниципальных нужд и сообщает свое мнение.
Частью 4.1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) определено, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.
Таким образом, размещение заказа на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог должно осуществляться путем проведения аукциона.
Размещение заказа на указанные работы путем проведения конкурса не имеет достаточных оснований по следующим причинам.
Требования, предъявляемые к участникам размещения заказа на участие в конкурсе или аукционе едины и установлены Законом (статьи 11, 25 и 35 Закона). Устанавливать иные требования к участникам размещения заказа и требовать от участников размещения заказа иные документы, за исключением перечисленных в Законе, не допускается.
Частью 2 статьи 34 Закона определено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Аналогичные требования предъявляются Законом и к содержанию конкурсной документации (части 2 и 2.1. статьи 22 Закона).
То есть, вопросы обеспечения качества выполнения работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог могут в полном объеме быть отражены как в документации об аукционе так и в конкурсной документации.
В связи с этим, по данной части, можно констатировать отсутствие различий между процедурой конкурса и процедурой аукциона - требования к поставляемому товару (выполняемым работам, оказываемым услугам) в той и другой документации по существу идентичные.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 2.1 статьи 11 Закона в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Единственное отличие конкурса от аукциона в рассматриваемом случае - это возможность многокритериальной оценки условий исполнения контракта. При этом следует учитывать, что значимость критерия "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" не может составлять в оценке более 20% (часть 6 статьи 28 Закона).
В тоже время в документации об аукционе заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к качеству услуг и иным условиям оказания услуг и другие требования, как минимальные необходимые требования.
Таким образом, на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог путем проведении конкурса даже с учетом использования такого критерия оценки конкурсных заявок как "качество услуг и квалификация участника размещения заказа" не повлияет на результаты размещения заказа в части недопуска недобросовестных участников, для которых качество оказания услуг имеет второстепенное значение.
В отношении предложения закупки работ и услуг путем проведения конкурса с обязательной проверкой квалификации участников торгов сообщаем, что наличие у поставщика (исполнителя, подрядчика) опыта выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг, а также наличие производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов не является гарантией своевременной и качественной поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Законом предусмотрен ряд защитных механизмов:
1) установление в конкурсной документации (документации об аукционе) заказчиком, уполномоченным органом требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, а также требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, работ, услуг, являющихся предметом конкурса, и их характеристик.
Если заявка на участие в конкурсе (аукционе), поступившая от участника размещения заказа, содержит сведения о предлагаемых товарах, работах, услугах, которые не соответствуют каким-либо требованиям и показателям, установленным в конкурсной документации (документации об аукционе), такая заявка отклоняется конкурсной (аукционной) комиссией на этапе рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) как несоответствующая требованиям документации.
В этой связи следует учитывать, что от того, насколько ответственно, обоснованно и внимательно заказчик, уполномоченный орган устанавливает в конкурсной документации (документации об аукционе) вышеуказанные требования и показатели, в большой степени зависят итоги конкурсов (аукционов) и последующее исполнение контрактов.
2) установление со стороны заказчика требования об обеспечении исполнения государственного или муниципального контракта снижает риски заказчика, связанные с некачественным исполнением условий контракта для государственных (муниципальных) нужд, а также повышает ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом.
3) установление со стороны заказчика, уполномоченного органа требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, а также обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта.
4) в соответствии с частью 12 статьи 9 Закона в государственные и муниципальные контракты включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
5) Закон предусматривает включение в государственный и муниципальный контракт обязательного условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (часть 10 статьи 9 Закона).
6) включение в конкурсную документацию (документацию об аукционе) требования об отсутствии участника размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
Вышеуказанные положения Закона позволяют заказчикам, уполномоченным органам путем правильной подготовки конкурсной документации (документации об аукционе) гарантировать поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), качество которых соответствует (или превышает) требованиям заказчика, уполномоченного органа.
Таким образом, положения Закона предусматривают меры, которые позволяют защитить государственных (муниципальных) заказчиков от фирм-однодневок (порядок приемки работ, обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта) и получить при размещении заказов качественные товары, работы, услуги.
Заместитель Директора Департамента |
А.Т. Катамадзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 октября 2009 г. N Д22-938 "О размещении заказов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог для государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был