Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу разъяснения порядка взыскания задолженности по заработной плате в ходе дела о банкротстве, и в пределах своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов за исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России.
На основании изложенного Департамент вправе высказать только мнение по поставленному вопросу, которое не является обязательным для применения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под наблюдением понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве введение наблюдения не влечет приостановления исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда.
Данная норма Закона о банкротстве корреспондирует со статьей 96 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), которой предусматривается, что определение арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления не влечет приостановление исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.
При приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель вправе не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается. Имущество, арест с которого не снят, может быть реализовано для удовлетворения требований по исполнительным документам, исполнение по которым не приостанавливается.
Таким образом, в ходе наблюдения исполнение исполнительных документов в части взыскания задолженности по заработной плате, выданных на основании судебных актов, вступивших в законную силу до даты введения наблюдения, не подлежит приостановлению. Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность взыскания задолженности по заработной плате в ходе наблюдения.
В части правомерности действий судебных приставов-исполнителей в ходе дела о банкротстве считаем необходимым отметить следующее.
Пунктом 1 статьи 128 Закона об исполнительном производстве предусматривается, что постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Таким образом, в случае если действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей нарушают права и законные интересы, лица вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 мая 2009 г. N Д06-1330 "О задолженности по заработной плате"
Текст письма официально опубликован не был