Решение Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1646
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 января 2012 г. N КАС11-771 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Медис-Э" о признании частично недействующими пунктов 14, 15 единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 831н, установил:
28 сентября 2010 г. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ N 831н, которым утвержден единый образец Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами (далее - Единый образец). Названный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 2010 г., регистрационный N 18784, и опубликован в "Российской газете" 27 октября 2010 г.
Согласно оспариваемым положениям Единого образца заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами выносятся врачом-психиатром-наркологом наркологического диспансера (кабинета) (пункт 14), врачом-психиатром психоневрологического диспансера (кабинета) (пункт 15).
В заявлении в Верховный Суд Российской Федерации ООО "Медис-Э" просит признать пункты 14, 15 Единого образца недействующими в части использования слов "наркологический диспансер (кабинет), "психоневрологический диспансер (кабинет)". В заявлении указано, что Единый образец в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, поскольку предполагает возможность проведения медицинского освидетельствования граждан на предмет наличия противопоказаний к управлению транспортными средствами лишь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Тем самым нарушается право заявителя, имеющего лицензию на осуществление соответствующей медицинской деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность в данной сфере.
В судебном заседании представитель заявителя Попова О.С. поддержала заявленное требование и просила о его удовлетворении.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Моторная И.В., Сухарева М.А. и Егоров В.Ф. заявление ООО "Медис-Э" не признали и просили оставить его без удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемые пункты Единого образца не противоречат законодательству Российской Федерации и не нарушают прав заявителя, так как по своему смыслу не предусматривают проведение медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств только врачами-специалистами государственных и муниципальных наркологических и психоневрологических диспансеров (кабинетов).
Представители Министерства юстиции Российской Федерации Касаткина Л.Ю. и Бабченко В.Н. полагали, что заявление ООО "Медис-Э" не подлежит удовлетворению, поскольку пункты 14 и 15 Единого образца не содержат указания на форму собственности медицинской организации, в которой может проводится медицинское освидетельствование водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.E., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, так как Единый образец не ограничивает возможность проведения медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств врачами медицинских организаций частной системы здравоохранения, суд находит заявление ООО "Медис-Э" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из преамбулы приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 831н об утверждении Единого образца видно, что он принят в соответствии с пунктом 5.2.100.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, и пунктом 5 Плана реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1174-р. Пунктом 5.2.100.1 данного Положения установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждает порядок организации статистического учета и отчетности, а также формы статистического учета и отчетности в организациях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы, инструкции по их заполнению с целью формирования единых информационных потоков. Пунктом 5 указанного выше Плана реализации мероприятий предусмотрено введение в IV квартале 2010 г. нормативным правовым актом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации единого образца медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами. Следовательно, утверждая Единый образец, названное Министерство не вышло за пределы имеющихся у него полномочий.
В силу статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (пункт 1). Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (пункт 2). Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом (пункт 4). Из приведенной статьи видно, что она порядок проведения медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств непосредственно не регулирует, а лишь содержит отсылочную норму об установлении данного порядка федеральным законом. Однако такой федеральный закон до настоящего времени не принят. В связи с изложенным суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии Единого образца в оспариваемой части статье 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Согласно статье 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Статья 37.1 указанных Основ предусматривает, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 55 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" также предусматривает, что диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности (пункт 1). Исключение сделано лишь для лечения больных наркоманией, которое должно проводиться только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (пункт 2).
Из приведенных законоположений следует, что они не устанавливают ограничения на проведение медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств в медицинских учреждениях (организациях) частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности, и не ограничивают организационно-правовые формы таких учреждений (организаций). Отсутствуют такие ограничения и в подзаконных нормативных правовых актах большей юридической силы чем Единый образец. В частности, Положением об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 522, определено, что учреждением, оказывающим внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, является учреждение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, прошедшее в установленном порядке лицензирование и получившее право на деятельность по оказанию психиатрической помощи. Виды психиатрической помощи, оказываемые данными учреждениями, указываются в лицензиях (пункт 1).
Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации врачи-психиатры-наркологи, врачи-психиатры медицинских учреждений (организаций) частной системы здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы, имеющих соответствующую лицензию, вправе осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств.
Утверждение заявителя о том, что Единый образец в оспариваемой части препятствует указанным специалистам медицинских учреждений частной системы здравоохранения осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств, является несостоятельным.
Во-первых, пункты 14 и 15 Единого образца не содержат указания на форму собственности медицинской организации, в которой может проводиться такое освидетельствование; во-вторых, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не запрещает создание в частной системе здравоохранения наркологических и психоневрологических диспансеров (кабинетов), использование слов "диспансер (кабинет)" не может быть истолковано как относящееся исключительно к государственной и муниципальной системам здравоохранения; в-третьих, как уже отмечалось, функционирование медицинской организации частной системы здравоохранения в той или иной организационно-правовой форме не влияет на возможность осуществления ею соответствующих видов деятельности, указанных в выданной ей лицензии.
При несогласии заявителя с конкретными правоприменительными решениями, в которых оспаривается его право на проведение медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств, он вправе оспорить их в установленном законом порядке.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
ООО "Медис-Э" в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 14, 15 единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 831н, отказать, поскольку данные пункты по своему смыслу не исключают возможность проведения медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств врачами-психиатрами-наркологами, врачами-психиатрами медицинских организаций частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части оказания соответствующих работ (услуг).
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1646
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 января 2012 г. N КАС11-771 настоящее решение оставлено без изменения