Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2011 г. N 2-Г11-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.B. и Калининой Л.A.
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комбарова В.Е. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца Вологодской области от 21 октября 2011 г. N 12/63 "О регистрации Короткова Е.Н. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Северо-восточному одномандатному избирательному округу N 7 на выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области 4 декабря 2011 г." по кассационной жалобе заявителя на решение Вологодского областного суда от 1 ноября 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя избирательной комиссии Вологодской области и территориальной избирательной комиссии города Череповца Вологодской области Шляпакова О.Н., возражавшего против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 31 августа 2011 г. N 427, официально опубликованным в областной газете "Красный Север" от 3 сентября 2011 г., N 164 (26696), на 4 декабря 2011 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва.
Постановлением избирательной комиссии Вологодской области от 1 июля 2011 г. N 2/6 утверждён перечень территориальных избирательных комиссий, выполняющих полномочия окружных избирательных комиссий на выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области созыва 2011-2016 годов, в соответствии с которым на территориальную избирательную комиссию города Череповца возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Северо-восточному одномандатному избирательному округу N 7.
Коротков Е.Н. постановлением названной избирательной комиссии от 21 октября 2011 г. N 12/63 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по указанному одномандатному избирательному округу.
Комбаров В.Е., зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по тому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата Короткова Е.Н., сославшись на то, что заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Коротковым Е.Н. подано в территориальную избирательную комиссию за пределами срока, установленного ст. 33 Закона Вологодской области от 9 июня 2003 г. N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области". В связи с этим не имелось оснований для принятия решения о регистрации кандидата.
Вологодским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Комбаров В.Е.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 76 указанного акта решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст. 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
В п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ названы основания отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с п. 1 ст. 33 упомянутого Федерального закона о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Пунктом 1 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В п. 1.1 этой же статьи отражено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Законом Вологодской области от 9 июня 2003 г. N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (далее - Закон Вологодской области) предусмотрено право избирательного объединения выдвигать кандидатов, областные списки кандидатов (ст. 28).
Согласно ст. 33 Закона Вологодской области решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением принимается на съезде политической партии (конференции или общем собрании её регионального отделения) в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом политической партии. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", выдвижение кандидатов осуществляется соответствующими органами политических партий, их региональных отделений (ч. 1). Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным избирательным округам). Избирательное объединение вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата (ч. 2). Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов (ч. 4).
В соответствии со ст. 35 Закона Вологодской области список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию области не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов (ч. 2). Одновременно со списками кандидатов, указанными в ч. 2 этой статьи, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию области перечисленные в ч. 3 этой же статьи документы.
Избирательная комиссия области в течение трёх дней со дня приема указанных документов обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован (ч. 8). Решение избирательной комиссии области о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копией соответствующего заверенного списка кандидатов либо об отказе в заверении списка кандидатов выдаётся уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляется избирательной комиссией области в соответствующие территориальные избирательные комиссии, выполняющие полномочия окружных избирательных комиссий (ч. 9). Кандидат, включённый в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию, выполняющую полномочия окружной избирательной комиссии своё заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания области. Вместе с заявлением кандидат представляет документы, предусмотренные ч. 11 ст. 35 указанного Закона.
Из приведённых положений следует, что 30-дневный срок Законом Вологодской области предусмотрен для выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам и представления этого списка уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию области, а не для уведомления кандидатом окружной избирательной комиссии о таком выдвижении.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 28 сентября 2011 г. Коротков Е.Н. выдвинут избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Северо-восточному одномандатному избирательному округу N 7 в составе списка, утверждённого решением конференции названного регионального отделения политической партии.
4 октября 2011 г. уполномоченным представителем указанного избирательного объединения представлены документы, необходимые для заверения списка кандидатов в депутаты.
Постановлением от 5 октября 2011 г. N 14/93 избирательной комиссией Вологодской области заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по одномандатным избирательным округам в количестве 17 человек, выдвинутых избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
6 октября 2011 г. данный документ поступил в территориальную избирательную комиссию города Череповца.
7 октября 2011 г. в названную комиссию Коротковым Е.Н. направлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты с приложением пакета необходимых документов.
Поскольку установленные ст. 33 Закона Вологодской области порядок и срок выдвижения Короткова Е.Н. кандидатом в депутаты соблюдены и не нарушен предусмотренный ст. 35 этого же Закона порядок представления необходимых документов в территориальную избирательную комиссию, выполняющую полномочия окружной избирательной комиссии, оснований для отказа в регистрации Короткова Е.Н. кандидатом в депутаты не имелось.
Следовательно, не имеется и оснований для отмены оспариваемого заявителем постановления территориальной избирательной комиссии.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 1 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комбарова В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2011 г. N 2-Г11-21
Текст определения официально опубликован не был