Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2011 г. N 4-Г11-60
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и Л.B. Борисовой,
при секретаре Д.М. Голубевой
рассмотрела в открытом судебном заседании рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Московского областного регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Московской области N 20/350-5 от 28 октября 2011 года "Об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы, выдвинутого Московским областным региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу" по кассационной жалобе Московского областного регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" на решение Московского областного суда от 14 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, и заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Московской областной Думы от 2 сентября 2011 года N 1/166-П на 4 декабря 2011 назначены выборы депутатов Московской областной Думы.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 28 октября 2011 года N 20/350-5 отказано в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы, выдвинутого Московским областным региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу в связи с непредставлением в комиссию подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения единого списка кандидатов, протокола об итогах сбора подписей избирателей и нотариально заверенного списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей.
Московское областное региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании названного решения избирательной комиссии, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что положения федерального законодательства и Закона Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы" противоречат положениям ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 19, ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 32 Конституции РФ о равенстве прав и свобод человека и гражданина, равенстве общественных объединений перед законом и о праве граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти.
В судебном заседании Московское областное региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" поддержало заявленные суду требования.
Избирательная комиссия Московской области просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Московского областного суда от 14 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Московское областное региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Согласно п. 16.2 и п. 16.3 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации регистрация списка кандидатов, выдвинутых политической партией, список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов (списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона), а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Судом установлено, что решением Избирательной комиссии Московской области от 28 октября 2011 года N 20/350-5 отказано в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы, выдвинутого Московским областным региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу в связи с тем, что избирательным объединением в комиссию для регистрации не были представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения данного списка кандидатов, протокол об итогах сбора подписей избирателей и нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.
Избирательным объединением с момента создания избирательного фонда средства на изготовление подписных листов не расходовались, подписные листы не изготавливались, а подписи избирателей не собирались.
В соответствии с п.п. "б" п. 25 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) является основанием отказа в регистрации списка кандидатов.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не могут служить оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 14 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Московского областного регионального отделениям Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.B. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2011 г. N 4-Г11-60
Текст определения официально опубликован не был