Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N 13-О11-24
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Коваля B.C.,
судей Бирюкова Н.И. и Колышницына А.С.,
при секретаре Ирошниковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы потерпевшей А., осужденной Черкасовой Т.В. на приговор Тамбовского областного суда от 16 сентября 2011 года, по которому
Черкасова Т.В.,
осуждена по п.п. "а", "г", "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на тринадцать лет лишения свободы, с ограничением свободы на один год; п. "а" ч. 2 ст. 158 УК РФ на один год шесть месяцев лишения свободы, с ограничением свободы на 8 месяцев.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено четырнадцать лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев.
Рыбкин А.М., судимый 9 апреля 2007 года по ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 158, ч. 3 ст. 69 УК РФ на пять лет шесть месяцев лишения свободы, постановлением суда от 02.08.2010 г. освобожден условно-досрочно на 1 год 8 месяцев 21 день.
осужден по п.п. "а", "г", "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на девятнадцать лет лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год; п. "а" ч. 2 ст. 158 УК РФ на три года лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено двадцать один год лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев.
В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров назначено двадцать два года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Коваля B.C., объяснение осужденной Черкасовой Т.В. и адвоката Поддубного С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснение осужденного Рыбкина A.M. и адвоката Шаповаловой Н.Ю. об оставлении приговора без изменения, мнение прокурора Кравца Ю.Н. об оставлении приговора без изменения, Судебная коллегия установила:
Черкасова Т.В. и Рыбкин A.M. осуждены за совершение убийства группой лиц по предварительному сговору А. и П., заведомо для них находящейся в состоянии беременности.
Преступления совершены ими при следующих обстоятельствах.
В начале октября 2010 года между Рыбкиным A.M. и А. сложились неприязненные отношения по поводу конфликта на работе, в результате чего у Рыбкина A.M. возник умысел на убийство А. О своем намерении он сообщил своей супруге Черкасовой Т.В., пояснив при этом, что совершению убийства А. может помешать проживающая с ним П. Черкасова Т.В. выразила готовность оказать содействие Рыбкину A.M. в убийстве А. и П. сообщив, что сама готова лишить жизни П. на что Рыбкин A.M. согласился. Осуществляя задуманное, 3.10.2010 года около 2 часов Рыбкин A.M. и Черкасова Т.В., предварительно договорившись о совместных действиях и вооружившись ножами, пришли к А. и П. которые проживали по адресу: _
Зайдя в квартиру, Рыбкин A.M. с А. прошел на кухню, а Черкасова Т.В. проследовала в жилую комнату, где находилась П. На кухне квартиры Рыбкин A.M. с целью лишения жизни нанес А. множественные удары заранее приготовленным ножом в область спины и не менее двух ударов в область шеи, отчего последний упал на пол. В это время Черкасова Т.В. в жилой комнате удерживала лежащую на диване П. Зайдя в комнату, Рыбкин A.M., заведомо зная о том, что П. находится в состоянии беременности, накрыл подушкой лицо П., а Черкасова Т.В., также заведомо зная о том, что П. находится в состоянии беременности, заранее приготовленным ножом с целью убийства нанесла ей множественные удары в область груди и живота. В свою очередь, Рыбкин A.M., доводя до конца совместный преступный умысел на лишение жизни, имевшимся у него ножом перерезал шею П. Черкасова Т.В. вышла в помещение кухни, где А. подавал признаки жизни, и, реализуя совместный умысел на убийство, нанесла имевшимся у нее ножом не менее четырех ударов в область груди потерпевшего. Совместными действиями Рыбкин A.M. и Черкасова Т.В. причинили А. телесные повреждения: непроникающее колото-резаное ранение левой заднебоковой поверхности шеи; непроникающее колото-резаное ранение груди; непроникающее колото-резаные ранения спины; колото-резаные ранения левого и правого предплечья; колото-резаное ранение правого бедра; резаную рану левого плечевого сустава, которые квалифицируются как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью до трех недель. Поверхностную резаную рану спины, ссадины на лице, кровоподтек на подбородке, ссадины на левой и боковой поверхности грудной клетки, кровоподтек и ссадину в тазовой области, ссадину на передней поверхности левого коленного сустава, которые как вред здоровью не расцениваются. А также колото-резаное ранение шеи с перерезанием общей сонной артерии и яремных вен; колото-резаное ранение шеи, проникающее в просвет гортани и глотки; проникающие колото-резаные ранения груди с повреждением левого и правого легкого, сердца, печени, печени и поджелудочной железы; проникающее колото-резаное ранение живота с повреждением брыжейки тощей кишки; проникающие колото-резаные ранения спины с повреждением правого и левого легкого, которые квалифицируются как тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни. Смерть А. наступила от проникающих колото-резаных ранений шеи, груди, живота и спины, сопровождавшихся острой кровопотерей.
П. совместными действиями Рыбкин A.M. и Черкасова Т.В. причинили телесные повреждения: непроникающее колото-резное ранение правой боковой поверхности шеи, непроникающие колото-резаные ранения правой и левой молочной железы; непроникающее колото-резаное ранение живота; резаную рану задней поверхности правого предплечья, которые квалифицируются как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью до трех недель. А также проникающее резаное ранение шеи с полным перерезанием гортани, левых общей сонной артерии и яремных вен; проникающие колото-резаные ранения груди с повреждением левого легкого, печени, левого легкого и печени, левого легкого, перикарда и легочного ствола, левого легкого, печени и поджелудочной железы, левого легкого и селезенки; проникающие колото-резаные ранения живота с повреждением печени и двенадцатиперстной кишки, тощей кишки, брыжейки тощей кишки, которые квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть П. наступила от проникающего ранения шеи, проникающих колото-резаных ранений груди, живота, сопровождавшихся острой кровопотерей.
3.10.2010 года после убийства А. и П. Рыбкин A.M. и Черкасова Т.В., договорившись о совершении хищения, обыскали квартиру _, где обнаружили и тайно похитили принадлежавшие П. золотое кольцо стоимостью _ рубль _ копейки, пять музыкальных компакт-дисков стоимостью _ рублей, два джемпера стоимостью _ рублей, два платья стоимостью _ рублей, шапку стоимостью _ рублей, кофту-топ стоимостью _ рублей, три майки стоимостью _ рублей, шорты стоимостью _ рублей, спортивную сумку стоимостью _ рублей, сумку женскую стоимостью _ рублей, не представляющие ценности предметы парфюмерии, денежные средства в размере _ рублей. С похищенным скрылись.
В кассационной жалобе потерпевшая А. выражает мнение о несправедливости назначенного осужденным наказания и несоответствии его тяжести совершенного преступления, считая, что Рыбкин заслуживает пожизненного лишения свободы, а Черкасова - двадцати лет лишения свободы.
Осужденная Черкасова Т.В. просит разобраться в деле, снизить наказание, указывая, что у нее не было предварительного сговора с Рыбкиным на совершение убийства, она не знала о беременности потерпевшей П. Кроме того, отмечает, что не принимала участие в краже имущества потерпевших, а к показаниям Рыбкина в этой части следует отнестись критически, т.к. на момент совершения преступлений и ареста у него наблюдались галлюцинации, в связи с чем назначалась психолого-психиатрическая экспертиза.
В возражениях на кассационную жалобу осужденной потерпевшая А. и государственный обвинитель Петросян И.С. просят ее доводы оставить без удовлетворения.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения приговора.
Вина осужденных в содеянном подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре.
Доводы осужденной Черкасовой Т.В. об отсутствии у нее предварительного сговора на убийство потерпевших, осведомленности о беременности П. и непричастности к краже имущества опровергаются показаниями осужденного Рыбкина как в ходе судебного заседания, так и его показаниями в ходе предварительного следствия, оглашенными в суде, о том, что он и Черкасова заранее договорились убить потерпевших, Черкасова знала о беременности П., взяла из квартиры золотое кольцо.
Оснований не доверять показаниям Рыбкина не имеется, поскольку они подтверждаются характером действий самой осужденной Черкасовой, взявшей с собой, как и Рыбкин, нож, которым она нанесла телесные повреждения каждому потерпевшему.
По заключению экспертов особенности психики Рыбкина не сопровождались болезненными нарушениями мышления, памяти, интеллекта, критических и прогностических способностей и поэтому не лишали его в период, относящийся к инкриминируемому ему деянию, способности (в том числе, и в полной мере) осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. У Рыбкина не отмечалось и какого-либо временного психического расстройства.
Наказание осужденным назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельств дела, в том числе их явок с повинной, активного способствования Рыбкина изобличению Черкасовой.
Оснований для признания назначенного наказания как чрезмерно суровым, так и чрезмерно мягким не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Тамбовского областного суда от 16 сентября 2011 года в отношении Рыбкина А.М. Черкасовой Т.В. оставить без изменения, кассационные жалобы потерпевшей А., осужденной Черкасовой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Коваль B.C. |
Судьи |
Бирюков Н.И. |
|
Колышницын А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N 13-О11-24
Текст определения официально опубликован не был