Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 19-Г11-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Ерёменко Т.И.
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ягудаева Г.Г. на решение Ставропольского краевого суда от 6 ноября 2011 г., которым Ягудаеву Г.Г. отказано в признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 22 по выборам депутатов Думы Ставропольского края об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Ягудаева Г.Г. - Курдубанова М.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:
постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 22 по выборам депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва (далее - ОИК N 22) от 27 октября 2011 г. N 8/28 Ягудаеву Г.Г. отказано признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 22 по выборам депутатов Думы Ставропольского края об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва.
Ягудаев Г.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления, возложении обязанности на ОИК N 22 зарегистрировать Ягудаева Г.Г. кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 22.
В обоснование заявления указал, что 18 октября 2011 г. комиссией приняты 140 подписных листов с 1796 подписями избирателей в поддержку выдвижения Ягудаева Г.Г. кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 22 при норме 1641 подпись.
В соответствии с нормами действующего законодательства проверке подлежало 328 подписей.
Комиссия установила, что все 328 подписей являются недействительными (100%), из них 18 (5,5%) являются также недостоверными.
На основании части 13 статьи 22 Закона Ставропольского края "О выборах депутатов Думы Ставропольского края" комиссией проведена повторная дополнительная выборка 246 подписей и недействительными признаны 246 подписей (100%), недостоверных - нет.
В результате проверки комиссией признаны недействительными все 574 подписи (100%), в том числе из них недостоверными признаны 18 подписей (3,13%).
Для регистрации кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края максимальный предел признанных недопустимыми и недостоверных подписей составляет 10%, и поэтому при наличии всего 3,13% недопустимых подписей комиссия обязана зарегистрировать кандидата.
Вместе с тем заключение эксперта, послужившее основанием для признания подписей избирателей недостоверными, дано на 14 подписей, а не на 18, как указано в итоговом протоколе и постановлении комиссии.
Указание в итоговом протоколе и постановлении комиссии о признании 76 подписей избирателей недействительными не соответствует фактическим данным, так как согласно официальным справкам ОУФМС подобные сведения представлены только по 58 подписям, а не по 76.
Все подписи избирателей в подписном листе соответствуют форме, указанной в приложениях 4-9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в подписной лист внесены все сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 этого Федерального закона, подписной лист изготовлен с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона.
На основании пункта 6 статьи 38 Федерального закона при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей или доверенное лицо. Они должны быть извещены о проведении мероприятий по проверке сведений, указанных в подписных листах, однако они не извещались, что является основанием для признания недопустимыми и недостоверными всех 574 подписей избирателей.
Представитель Ягудаева Г.Г. - Иваненко В.П. поддержал заявленные требования. В обоснование требований указал, что все собранные подписи являются достоверными и действительными, подписные листы оформлены в соответствии с требованиями закона. Окружная комиссия действовала незаконно при приемке подписных листов, неверно указав количество подписей.
Представитель Ягудаева Г.Г. - Курдубанов М.Ю. также считал обоснованными заявленные требования, дополнительно суду пояснил, что окружная комиссия не уведомила Ягудаева Г.Г. о том, что будет проводиться выборка подписных листов, также заявитель не был уведомлен о проведении проверки подписных листов экспертами МВД, органами УФМС, кроме того, окружная комиссия неправильно указала подпункт "в" п. 6.4 статьи 38 Федерального закона в качестве основания для признания ряда подписей недействительными без соответствующего заключения эксперта и справок УФМС, что влечёт незаконность обжалуемого постановления.
Председатель окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 22 Я., с заявлением не согласилась. В обоснование возражений пояснила суду, что Ягудаев Г.Г. извещался как о проведении жеребьёвки подписных листов, так и о проверке подписных листов. При проведении проверки рабочей группой выяснено, что во всех подписных листах неверно указано наименование округа, лицом, осуществляющим сбор подписей, не указан адрес места жительства, не указан номер специального избирательно счёта, в заверительной подписи кандидата в подписных листах не указаны имя и отчество кандидата. Часть подписей признана недействительными по результатам проведённой проверки органами УФМС и по заключению эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей. Все сомнения трактовались в пользу кандидата. Проверка подписных листов проводилась в соответствии с нормами закона, ведомости и протокол итогов проверки подписей составлялись в присутствии кандидата и его доверенного лица.
Представители избирательной комиссии Ставропольского края П., действующий по доверенности, и М., действующая по доверенности, просили отказать в удовлетворении заявления Ягудаева Г.Г. в связи с тем, что требования заявителя не основаны на законе.
Решением Ставропольского краевого суда от 6 ноября 2011 г. Ягудаеву Г.Г. отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Ягудаев Г.Г. просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Относительно кассационной жалобы председателем ОИК N 22 Я. поданы возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в порядке, предусмотренном статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальный закон, регулирующий спорное правоотношение, судом применён верно, вследствие чего судом было правильно отказано в удовлетворении заявления.
В силу статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 названной статьи (пункт 6.3); недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 данной статьи (подпункт "в" пункта 6.4); подписи избирателей без указания каких- либо из сведений, требуемых в соответствии с указанным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подпункт "г" пункта 6.4); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговорённые соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (подпункт "з" пункта 6.4); все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4-9 к этому Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона (подпункт "и" пункта 6.4);
Основанием для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24).
Из обстоятельств дела усматривается, что по одномандатному избирательному округу N 22 количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва - 1641, максимальное количество подписей избирателей, представляемых в соответствующую окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва, - 1806 (приложение к постановлению избирательной комиссии Ставропольского края от 29 августа 2011 г. N 3/40-5 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов депутаты, списков кандидатов Думы Ставропольского края пятого созыва").
Ягудаев Г.Г. 30 сентября 2011 г. уведомил окружную комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 22.
18 октября 2011 г. Ягудаев Г.Г. представил в окружную комиссию подписные листы, собранные в поддержку выдвижения кандидата.
19 октября 2011 г. комиссией в присутствии кандидата в депутаты Ягудаева Г.Г. проведена выборка (жеребьёвка) подписных листов для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Проверке подлежали 328 подписей избирателей, что составило 20% необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 22.
В результате проверки комиссией установлено: недостоверных и недействительных подписей - 328 (100 процентов), из них недействительных - 328 подписей (100 процентов), в том числе недостоверных - 18 подписей (5,5 процента), а именно по основаниям, предусмотренным подпунктами "г", "в", "и", "з" пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
С учётом того, что количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при первоначальной проверке, составило более 5 процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, 24 октября 2011 г. проведена повторная выборка (жребий) подписных листов - 246 подписей - для дополнительной проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Недействительными признаны 246 подписей, или 100 процентов подписей, отобранных для повторной проверки.
Суммарное количество подписей избирателей, отобранных для проверки, составило 574 подписи.
В результате проверки признаны: недостоверными 18 подписей (3,13 процентов); недействительными 574 подписи (100 процентов), недостоверными и недействительными подписей 574 подписи (100 процентов), а именно по основаниям, предусмотренным подпунктами "г", "в", "и", "з" пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Поскольку судом достоверно установлено и не опровергается имеющимися в деле доказательствами несоблюдение кандидатом требований, предъявляемых поименованными пунктами названного Федерального закона (во всех подписных листах в графе "Кандидат" не указаны имя и отчество кандидата, в графе "Подписной лист удостоверяю" отсутствует наименование субъекта Российской Федерации в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, номер специального избирательного счёта "Оплачено из средств специального избирательного счета N 40810810260090000" не содержит последние три цифры 713 и /99), то Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции о законности постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 22 по выборам депутатов Думы Ставропольского края об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва правильными.
Во всяком случае, по смыслу статей 37 и 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подлежащих применению по данному делу, порядок заполнения и заверения подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты не является произвольным, а производится в соответствии с требованиями, предъявляемыми данным Федеральным законом, в том числе к форме подписного листа, несоблюдение которых является основанием для отказа в регистрации.
При этом судом верно отмечено, что избирательное законодательство оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объёме, не содержит и критерии, позволяющие дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на более или менее значимые, в зависимости от чего и определять последствия этих нарушений, не устанавливает.
Других доводов, влекущих отмену решения в кассационном порядке, в кассационной жалобе не приводится.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам определила:
решение Ставропольского краевого суда от 6 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ягудаева Г.Г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Л.А. Калинина |
|
Т.И. Ерёменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 19-Г11-28
Текст определения официально опубликован не был