Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2011 г. N 33-Г11-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Голубевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Быстрова А.И. о защите избирательных прав по кассационной жалобе заявителя на решение Ленинградского областного суда от 7 ноября 2011 г., которым признано незаконным и отменено решение территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 27 октября 2011 г. N 76 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу N 25 Быстрову А.И., выдвинутому в порядке самовыдвижения". В удовлетворении заявления Быстрова А.И. об обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты отказано. Территориальная избирательная комиссия обязана в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в установленном законом порядке представленные заявителем подписные листы с подписями избирателей и принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты либо мотивированное решение об отказе в такой регистрации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Быстрова А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области Суровцева К.В., возражавшего против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 2 сентября 2011 г. N 867 на 4 декабря 2011 г. назначены выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 5 сентября 2011 г. N 69/642 полномочия окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа N 25 возложены на территориальную избирательную комиссию Сланцевского муниципального района (далее - ТИК).
Решением ТИК от 27 октября 2011 г. N 76 Быстрову А.И., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу N 25. В качестве мотивов отказа приведено, что кандидатом на проверку представлено 522 подписи избирателей в поддержку его выдвижения, оформленные в единой сброшюрованной папке. У рабочей группы не было технической возможности провести жеребьёвку и последующую выборочную проверку подписей избирателей. Кандидат, по мнению комиссии, нарушил такое требование к оформлению подписных листов, как их размещение в каждой папке в количестве не более 20 листов.
Быстров А.И. обратился в суд с заявлением об отмене указанного решения ТИК, как незаконного, и возложении на комиссию обязанности зарегистрировать его в качества кандидата в депутаты.
Ленинградским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении заявления об обязании ТИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты и принятии нового судебного акта об удовлетворении данного требования просит в кассационной жалобе Быстров А.И.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп. 24-26 ст. 38 этого Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Основания отказа в регистрации кандидата названы п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. В их числе не имеется ссылки на обстоятельства, приведённые в оспариваемом документе.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области регламентированы Областным законом от 1 августа 2006 г. N 77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области", согласно ст. 25 которого основания отказа в регистрации кандидата указаны в п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
При этом действующим законодательством не установлено такого требования к оформлению подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, как их размещение в каждой папке в количестве не более 20 листов.
С учётом изложенного суд обоснованно пришёл к выводу о том, что отказ в регистрации Быстрова А.И. кандидатом в депутаты произведён при отсутствии оснований, предусмотренных законом, и постановил решение об отмене оспариваемого заявителем решения ТИК.
Также правомерно суд принял решение об отказе заявителю в удовлетворении его заявления о регистрации его кандидатом в депутаты.
Исходя из положений ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 данной статьи). Избирательная комиссия до регистрации кандидата проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в поддержку кандидата. По результатам проверки подписей избирателей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной или недостоверной и (или недействительной). По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием основания (причин) признания их таковыми. Копия протокола передаётся кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведённая комиссией проверка подписных листов повлечёт за собой последствия, предусмотренные подп. "д" п. 24 ст. 38 данного Федерального закона, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с п. 6 ст. 76 данного Федерального закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке. Окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приёма необходимых для регистрации кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения и документов кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
Судом установлено, что приведённые требования закона по данному делу не выполнены, не проведены установленные законом процедуры.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Несостоятельным является утверждение Быстрова А.И. о том, что суд при рассмотрении данного дела вправе сам осуществить проверку подписных листов и принять решение о регистрации кандидатом в депутаты. Таких полномочий действующим законодательством суду не предоставлено.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 7 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Быстрова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2011 г. N 33-Г11-29
Текст определения официально опубликован не был