Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 44-Г11-42
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Пирожкова В.Н.,
судей - Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Четина А.И. на решение Пермского краевого суда от 7 ноября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления Четина А.И. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 29 от 28 октября 2011 года N 01-03/21 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 29 Четина А.И.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 2 сентября 2011 года N 2834 на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва.
Четин А.И. обратился в установленном порядке в избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 29 в порядке самовыдвижения, представил предусмотренные законом документы для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе 33 подписных листа с 494 подписями избирателей в поддержку его выдвижения.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 29 от 28 октября 2011 года N 01-03/21 Четину А.И. отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 29.
Четин А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения окружной избирательной комиссии, ссылаясь на то, что у избирательной комиссии не имелось каких-либо замечаний по представленным им подписным листам на момент их представления; финансовый отчет сдан не 19 октября 2011 года, а 21 октября 2011 года, т.к. он не мог самостоятельно найти образец финансового отчета установленной формы.
Решением Пермского краевого суда от 7 ноября 2011 года в удовлетворении заявления Четина А.И. отказано.
В кассационной жалобе Четин А.И. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данных Федеральным законом, иным законом.
Пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1).
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункт 2).
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 статьи 33, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (пункт 3).
Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края".
Согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
В силу пункта "б" части 1 статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет кандидата.
Таким образом, документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 29 Четина А.И., включая первый финансовый отчет, должны были быть представлены в избирательную комиссию до 18 часов 19 октября 2011 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на 19 октября 2011 года первый финансовый отчет Четиным А.И. не представлен.
При таких данных следует признать правильным вывод суда об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Четина А.И. на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей, в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Основания для признания подписей недействительными предусмотрены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в подпункте "ж" пункта 5 статьи 33 закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК.
Согласно части 2 статьи 31 закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 года N 2725 утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов законодательного собрания Пермского края второго созыва, в соответствии с которой число избирателей по одномандатному избирательному округу N 29 составляет - 47 718 человек.
Таким образом, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 29, составляет 477 - подписей.
Как усматривается из материалов дела, Четиным А.И. в избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты документы, в том числе 33 подписных листа, содержащих 494 подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения.
24 октября 2011 года рабочей группой окружной избирательной комиссии проведена случайная выборка подписных листов, по результатам которой отобрано для проверки 96 подписей.
26 октября 2011 года был составлен итоговый протокол проверки подписных листов, в соответствии которым из 96 проверенных подписей избирателей признаны недействительными - 17 подписей избирателей, что в процентом соотношении составляет 17,7% подписей.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 29 от 28 октября 2011 года N 01-03/21 Четину А.И. отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 29.
С целью проверки доводов Четина А.И. изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании Пермского краевого суда, с участием прокурора, заявителя, представителя ОИК обозревались подписные листы, которые были сопоставлены с данными таблиц проверки подписных листов, со сведениями УФМС по г. Кудымкар и п. Юсьва.
Отказывая в удовлетворении заявления Четина А.И., суд пришел к выводу, что результаты проверки рабочей группы подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в таблицах проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы, а также сообщениям УФМС по г. Кудымкар и п. Юсьва. Основания, по которым подписи были признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статьям 32 и 33 закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает указанный вывод суда правильным и основанным на материалах дела. Кассационная жалоба доказательств, опровергающих выводы суда, не содержит.
Является обоснованным и вывод суда о том, что Четиным А.И. в избирательную комиссию представлено недостаточное количество подписей избирателей для его регистрации кандидатом в депутаты.
При рассмотрении дела в кассационной инстанции, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, не нашла оснований для отмены решения Пермского краевого суда от 7 ноября 2011 года, которым Четину А.И. обоснованно отказано в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 29 от 28 октября 2011 года N 01-03/21.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 7 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Четина А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Еременко Т.И., |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 44-Г11-42
Текст определения официально опубликован не был