Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2011 г. N 51-Г11-43
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и В.И. Анишиной,
при секретаре П.В. Алешиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по заявлению Федоренко Ю.А. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 14 от 31 октября 2011 г. об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва по кассационной жалобе Федоренко Ю.А. на решение Алтайского краевого суда от 3 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения Федоренко Ю.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 14 Оськина А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшего решение суда по существу оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
на 4 декабря 2011 г. назначены выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 14 от 31 октября 2011 г. Федоренко Ю.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты по данному одномандатному округу на основании пп. "д" п. 24 ст. 38 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 5 ст. 52 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов N 35-ЗС.
Не согласившись с указанным решением окружной избирательной комиссии, Федоренко Ю.А. обратился в Алтайский краевой суд с заявлением об отмене названного решения, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в избирательную комиссию им поданы все необходимые для регистрации документы, однако названным решением ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации.
В судебном заседании Федоренко Ю.А. требования поддержал.
Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 14 возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Алтайского краевого суда от 3 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Федоренко Ю.А. ставится вопрос об отмене указанного решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
На основании пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Оспариваемым в настоящем деле решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 14 от 31 октября 2011 г. Федоренко Ю.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты по указанному одномандатному округу на основании пп. "д" п. 24 ст. 38 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 5 ст. 52 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов N 35-ЗС, поскольку из представленных 608 подписей были проверены 359 и недействительными признаны 359, что составляет более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Из итогового протокола о результатах проверки подписных листов усматривается, что количество заявленных подписей - 648, количество представленных - 608, количество проверенных - 359, количество недействительных - 359. Подписи в количестве 359 признаны недействительными в связи с тем, что подписной лист был неустановленной формы, нет адреса или указан неполный адрес места жительства избирателя, не указаны или указаны неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей. В том числе было установлено, что одна подпись недействительна, т.к. лицо моложе 18 лет, 21 подпись - т.к. не соответствуют действительности сведения об избирателе (на основании справки ФМС).
Судом установлено, что подписные листы, отобранные избирательной комиссией для проверки, не содержат указания субъекта Российской Федерации в графе "адрес места жительства" как избирателей, так и лица, осуществлявшего сбор подписей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", согласно которой избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Пунктом 12 статьи 37 названного Закона установлено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Суд правильно исходил из того, что согласно ст. 2 названного Закона адрес места жительства - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Поскольку нарушения оформления подписных листов нашли подтверждение при рассмотрении судом настоящего дела, недействительными признаны все подписи избирателей, избирательная комиссия обоснованно отказала Федоренко Ю.А. в регистрации кандидатом в депутаты.
Довод кассационной жалобы о том, что судом не было принято во внимание то обстоятельство, что избиратели и сборщики подписей действительно проживают на территории Алтайского края, не опровергает выводов суда, поскольку заявителю отказано в связи с неправильным оформлением подписных листов, а не представлением недостоверных данных.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Федоренко Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2011 г. N 51-Г11-43
Текст определения официально опубликован не был