Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2011 г. N 51-Г11-44
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Пирожкова В.Н.,
судей - Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,
при секретаре - Алешиной П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Гребенщикова А.П. на решение Алтайского краевого суда от 7 ноября 2011 года, которым оставлено без удовлетворения заявление Гребенщикова А.П. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 3 от 30 октября 2011 года N 7/22 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 3 Гребенщикова А.П.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения Гребенщикова А.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 сентября 2011 года на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва.
Гребенщиков А.П. обратился в установленном порядке в избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 3 в порядке самовыдвижения, представил предусмотренные законом документы для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе 82 подписных листа с 648 подписями избирателей в поддержку его выдвижения.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 3 от 30 октября 2011 года N 7/22 Гребенщикову А.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 3.
Гребенщиков А.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения окружной избирательной комиссии, ссылаясь на то, что при проверке подписных листов он и члены его штаба не были допущены к просмотру подписных листов, подвергнутых проверке; в процессе жеребьевки допущена ошибка, в результате которой один подписной лист N 29 папки N 3 посчитан дважды; не проводилась дополнительная проверка 15 процентов подписей от числа необходимого для регистрации кандидата. Указанное свидетельствует о том, что избирательной комиссией была нарушена процедура проверки подписей, при проверке подписных листов.
Решением Алтайского краевого суда от 7 ноября 2011 года заявление Гребенщикова А.П. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Гребенщиков А.П. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей, в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 8 пункта 3 статьи 51 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 8 июля 2003 года N 35-ЗС.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 5 статьи 52 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 8 июля 2003 года N 35-ЗC.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данных Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 8 июля 2003 года N 35-ЗC если в поддержку кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, собираются подписи избирателей, то их количество должно быть 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 июля 2011 года N 360 утверждена схема одномандатных избирательных округов, образуемых для проведения выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания, в соответствии с которой число избирателей по одномандатному избирательному округу N 3 составляет - 58 868 человек.
Таким образом, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 3, составляет 589 - подписей.
Как усматривается из материалов дела, Гребенщиковым А.П. в избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты документы, в том числе 82 подписных листа, содержащих 648 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения.
23 и 24 октября 2011 года проведена жеребьевка по отбору подписных листов для проверки действительности и достоверности подписей избирателей, по результатам которой отобрано для проверки 295 подписей.
28 октября 2011 года был составлен итоговый протокол проверки подписных листов, в соответствии которым из 295 проверенных подписей избирателей признаны недействительными - 79 подписей избирателей, что в процентом соотношении составляет 26,7 % подписей.
29 октября 2011 года на заседании рабочей группы по проверке подписных листов было принято решение считать недействительными - 75 подписей избирателей, что в процентом соотношении составляет 25,4 % подписей, из них 6 на основании справки экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Алтайскому краю от 26 октября 2011 года; 22 - на основании данных УФМС Алтайского края по г. Камень-на Оби и Каменскому району; 2 - на основании данных УФМС Алтайского края по Баевскому району и 49 на основании подпункта 8 пункта 3 статьи 51 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 8 июля 2003 года N 35-ЗC.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 3 от 30 октября 2011 года N 7/22 Гребенщикову А.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 3.
С целью проверки доводов Гребенщикова А.П. изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании Алтайского краевого суда, с участием прокурора, заявителя и его представителей, представителей ОИК N 3 обозревались подписные листы, при исследовании которых судом установлено, что количество заявленных подписей избирателей составило - 648; количество проверенных подписей избирателей - 295; количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей - 75.
Отказывая в удовлетворении заявления Гребенщикова А.П., суд пришел к выводу, что результаты проверки рабочей группы подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомости проверки подписных листов, протоколах рабочей группы, а также сообщениях УФМС Алтайского края. Основания, по которым подписи были признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям статей 51, 52 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 8 июля 2003 года N 35-ЗC.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает указанный вывод суда правильным и основанным на материалах дела. Кассационная жалоба доказательств, опровергающих выводы суда, не содержит.
Также является обоснованным вывод суда о том, что Гребенщиковым А.П. в избирательную комиссию представлено недостаточное количество подписей избирателей (648 - 75 = 573) для регистрации кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 3.
При рассмотрении дела в кассационной инстанции, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, не нашла оснований для отмены решения Алтайского краевого суда от 7 ноября 2011 года, которым обоснованно Гребенщикову А.П. отказано в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 3 от 30 октября 2011 года N 7/22.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 7 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гребенщикова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2011 г. N 51-Г11-44
Текст определения официально опубликован не был