Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 53-Г11-45
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя заявителя Москальченко О.В. - Глискова А.А. на решение Красноярского краевого суда от 25 октября 2011 г., которым отказано в удовлетворении заявления представителя зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Москальченко О.В. - Глискова А.А. о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу N 24 от 11 октября 2011 года N 7/20 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Супряга А.Н".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителей Москальченко О.В. - Глискова А.А. и Ивановой И.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу N 24 от 11 октября 2011 г. N 7/20 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края по этому округу Супряга А.Н., выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае".
Зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края по тому же округу Москальченко О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения избирательной комиссии, мотитвировал свои требования тем, что при принятии указанного решения было допущено нарушение положений пунктов 1, 16.2 статьи 38, пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 3 статьи 24 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края", поскольку в окружную избирательную комиссию не было представлено решение избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае" о выдвижении Супряги А.Н. для баллотирования кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу N 24.
Решением Красноярского краевого суда от 25 октября 2011 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе представитель заявителя Москальченко О.В. - Глисков А.А. просит решение отменить как постановленное с нарушением норм избирательного законодательства, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Изучив и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.
Как установил суд первой инстанции, решением Конференции избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае" от 27 сентября 2011 г. были выдвинуты для баллотирования по соответствующим одномандатным (двухмандатным) избирательным округам кандидаты в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва, в том числе Супряга А.Н. - по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу N 24.
29 сентября 2011 г. указанное решение, в числе иных документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, выдвинутых региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, было сдано в Избирательную комиссию Красноярского края, которая своим решением от 1 октября 2011 г. N 13/122-6 представленный список кандидатов заверила, направив свое решение и заверенный список кандидатов в окружные избирательные комиссии Красноярского края.
Также судом установлено, что решение избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае" о выдвижении кандидата Супряги А.Н. самим кандидатом в окружную избирательную комиссию не предоставлялось.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу предоставленных пунктом 16 статьи 23 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" полномочий, Избирательная комиссия Красноярского края была обязана произвести оценку решения Конференции избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае" на соответствие требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принять решение о заверении либо отказе в заверении списка.
Судом установлено, что Супрягой А.Н. в окружную избирательную комиссию в установленные сроки были сданы необходимые документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, их перечень соответствует перечню документов, установленному пунктом 18 статьи 23 Уставного закона Красноярского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края".
На основании анализа пунктом 14.1 и 14.5 статьи 35, пунктов 1 и 16.2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и соответствующих норм Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность предоставления в окружные избирательные комиссии решения политической партии о выдвижении кандидатов по соответствующему одномандатному (двухмандатному) избирательному округу установлена только в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Обязанность принятия решения о заверении Избирательной комиссией Красноярского края списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам края, либо об отказе в его заверении предусмотрена пунктом 16 статьи 23 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края".
Поскольку необходимое для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания края Супряги А.Н. решение избирательного объединения о выдвижении его в составе списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам имелось в распоряжении соответстивующей избирательной комиссии Красноярского края, было ею проверено, суд не усмотрел нарушения принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с не предоставлением такого решения кандидатом Супрягой А.Н. в окружную избирательную комиссию.
Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований сделан правильно.
В силу пункта "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, законами субъектов Российской Федерации они не могут быть изменены или ограничены.
Однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в частности, положений подпункта "в" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона, в силу которого основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Нарушений по порядку и перечню документов, предоставляемых для регистрации кандидата Супряги А.Н., допущено не было.
Статья 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регулирует вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями.
Так, перечень документов и порядок их предоставления (в организующую выборы избирательную комиссию или в окружные избирательные комиссии) зависит от того, предусмотрено ли законом субъекта Российской Федерации заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам или такие положения в законодательстве субъекта Российской Федерации отсутствуют.
Поскольку Уставным законом Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" - пунктом 16 статьи 23 предусмотрено заверение списка кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам, либо об отказе в его заверении, то предоставление кандидатом Супрягой А.Н. в окружную избирательную комиссию решения конференции избирательного объединения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу не требовалось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда и основаны на неправильном толковании норм избирательного права.
Порядок предоставления решения конференции избирательного объединения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, как указано выше, установлен федеральным законодательством, толкование заявителем пунктов 2 и 3 статьи 24 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" является ошибочным.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 25 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заявителя Москальченко О.В. - Глискова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 53-Г11-45
Текст определения официально опубликован не был