Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 53-Г11-46
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,
при секретаре Аверине А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя заявителя Золотарёва Б.Н. - Глискова А.А. на решение Красноярского краевого суда от 25 октября 2011 г., которым отказано в удовлетворении заявления представителя зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Золотарёва Б.Н. - Глискова А.А. об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 от 12 октября 2011 года N 4/14 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Дьякова А.А.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителей Золотарева Б.Н. - Глискова А.А. и Ивановой И.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Дьякова А.А. - Елисеева О.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 от 12 октября 2011 г. N 4/14 Дьяков А.А., выдвинутый избирательным объединением "Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края по этому округу.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края по тому же округу Золотарёв Б.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения избирательной комиссии, ссылаясь на нарушение положений пунктов 1, 16.2 статьи 38, пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 3 статьи 24 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края", поскольку в окружную избирательную комиссию кандидат Дьяков А.А. не представил решение избирательного объединения "Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о его выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20.
Решением Красноярского краевого суда от 25 октября 2011 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе представитель заявителя Золотарёва Б.Н. - Глисков А.А. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм избирательного законодательства, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Изучив и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, решением, принятым на Конференции избирательного объединения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" 17 сентября 2011 г., были выдвинуты (по списку) кандидаты в депутаты по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам на выборы в Законодательное Собрание Красноярского края второго созыва, в том числе Дьяков А.А. - по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20.
28 сентября 2011 г. указанный список кандидатов с другими документами был сдан в Избирательную комиссию Красноярского края.
Как установил суд, список кандидатов был заверен решением Избирательной комиссии Красноярского края и 29 сентября 2011 г. вместе с копией решения поступил в окружную избирательную комиссию, что лицами, участвовавшими в деле, не оспаривалось.
Дьяков А.А. был зарегистрирован оспариваемым решением кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 после предоставления в окружную избирательную комиссию необходимых для регистрации документов.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что необходимые для регистрации документы были представлены Дьяковым А.А. в окружную избирательную комиссию в соответствии с действующим Уставным законом Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" и в установленные им сроки.
На основании анализа пунктов 14.1 и 14.5 статьи 35, статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и соответствующих норм Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" суд пришел к выводу, что решение о выдвижении от политической партии для кандидатов от парламентских партий не является документом, необходимым для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам.
Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований сделан правильно.
В силу пункта "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, законами субъектов Российской Федерации они не могут быть изменены или ограничены.
Однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований закона, в частности, положений подпункта "в" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона, в силу которого основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Нарушений по порядку и перечню документов, предоставляемых для регистрации кандидата Дьякова А.А., не установлено.
Статья 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регулирует вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями. Так, перечень документов и порядок их предоставления (в организующую выборы избирательную комиссию или в окружные избирательные комиссии) зависит от того, предусмотрено ли законом субъекта Российской Федерации заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам или такие положения в законодательстве субъекта Российской Федерации отсутствуют.
Поскольку Уставным законом Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" в пункте 16 статьи 23 предусмотрено заверение списка кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам, либо об отказе в его заверении, то предоставление кандидатом Дьяковым А.А. в окружную избирательную комиссию решения конференции избирательного объединения о выдвижении его кандидатом по соответствующему одномандатному избирательному округу не требовалось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.
Порядок предоставления решения конференции избирательного объединения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, как указано выше, установлен федеральным законодательством, толкование заявителем пунктов 2 и 3 статьи 24 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" является ошибочным.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 25 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заявителя Золотарёва Б.Н. - Глискова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 53-Г11-46
Текст определения официально опубликован не был