Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2011 г. N 55-Г11-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.A., Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 сентября 2011 г. о признании недействующим абзаца 2 пункта 4 Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2011 г. N 80.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам установила:
постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2011 г. N 80 утверждены Порядок определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия (приложение N 1) (далее - Порядок) и виды особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия (приложение N 2).
Текст постановления опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" 3 марта 2011 г., N 19.
Согласно абзацу 1 пункта 4 Порядка перечни особо ценного имущества при создании автономного или бюджетного учреждения путём учреждения вновь, а также при создании автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия определяются решениями Правительства Республики Хакасия по представлению исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, осуществляющего отраслевое управление в соответствующей сфере деятельности, и Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
В силу абзаца 2 пункта 4 Порядка изменения в перечень особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения (исключение имущества из перечня особо ценного движимого имущества) принимаются распоряжениями Государственного комитета Республики Хакасия, осуществляющего отраслевое управление в соответствующей сфере деятельности, и (или) соответствующего учреждения.
Прокурор обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 4 Порядка, ссылаясь на его противоречие частям 3 и 9 статьи 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции от 8 мая 2010 г.), а также Законам Республики Хакасии от 19 сентября 1995 г. N 48 "О Правительстве Республики Хакасия" и от 15 февраля 2007 г. N 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов власти Республики Хакасия", положения которых, по мнению прокурора, не предусматривают возможность внесения изменений отраслевым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительство Республики Хакасия возражало против удовлетворения заявления, ссылаясь на статьи 3, 5, 6 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции от 8 мая 2010 г.), пункты 2 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества", считало, что, наделяя отраслевой орган исполнительной власти правом вносить изменения в перечень особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения (исключение имущества из перечня особо ценного движимого имущества), оно тем самым реализовало полномочие, предоставленное ему федеральным законодателем, определило порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 2 сентября 2011 г. заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительство Республики Хакасия просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы прокурором Республики Хакасия поданы возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии с нормами Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции от 8 мая 2010 г.), решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрации муниципального образования. При этом в случае создания автономного учреждения путём изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения решение о его создании должно содержать сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения; а также об органе, осуществляющем полномочия и функции учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения.
Указанной нормой устанавливается обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в решении о создании автономного учреждения путём изменения типа государственного учреждения указать сведения о закрепляемом за автономным учреждением на праве оперативного управления имуществе на момент его создания. Такое решение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 6 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции от 8 мая 2010 г.) функции и полномочия учредителя автономного учреждения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения и категории особо ценного движимого имущества" виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений и перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, определяются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 20 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 г. N 48 "О Правительстве Республики Хакасия" и на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасии и законов Республики Хакасия Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия издаёт постановления и распоряжения. Правительство Республики Хакасия принимает постановления.
Согласно статье 5 Закона Республики Хакасия от 15 февраля 2007 г. N 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов власти Республики Хакасия" Государственный комитет Республики Хакасия - исполнительный орган государственный власти Республики Хакасия, проводящий государственную политику в установленной для него сфере деятельности и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.
В силу пунктов 3 и 4 Положения о Государственном комитете Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 17 июля 2009 г. N 318, Государственный комитет Республики Хакасия по управлению имуществом подотчётен Правительству Республики Хакасия, принимает в пределах своей компетенции решения и распоряжения.
При таком положении вывод суда о том, что субъект Российской Федерации, позволяя отраслевому органу вносить отраслевым актом изменения в постановление Правительства Республики Хакасия, тем самым допускает неясность правового регулирования, что бесспорно не исключает административный произвол в правоприменительной практике, является обоснованным. А следовательно оснований для отмены решения в кассационном порядке не имеется.
Иное означало бы умаление принципов организации и функционирования исполнительной власти.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2011 г. N 55-Г11-13
Текст определения официально опубликован не был