Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2011 г. N 56-Г11-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе кандидата в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по многомандатному избирательному округу N 2 Кравцова A.И. на решение Приморского краевого суда от 26 октября 2011 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене решения избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011 года N 148/18 "О жалобе Сеннова Н.П. на решение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Кравцова А.И. - Осиюка А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением избирательной комиссии Красноармейского муниципального района Приморского края от 8 октября 2011 года N 77 Сеннову Н.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района Приморского края по многомандатному избирательному округу N 2. Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что Сенновым Н.П. не представлена в избирательную комиссию нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения.
Решением избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011 года N 148/18 указанное решение избирательной комиссии отменено, Сеннов Н.П., выдвинутый местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИННАЯ РОССИЯ" Красноармейского муниципального района, зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по одномандатному избирательному округу N 2.
Кандидат в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по тому же избирательному округу Кравцов А.И. обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить решение избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011 года N 148/18.
В обоснование требования заявитель указал, что в нарушение пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в муниципальную избирательную комиссию Красноармейского муниципального района Приморского края кандидатами, выдвинутыми местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не было представлено нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Так, в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, кандидаты при выдвижении представляют в избирательные комиссии, осуществляющие регистрацию кандидатов, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Принимая оспариваемое решение, избирательная комиссия полагала, что кандидату Сеннову Н.П. нет необходимости представлять нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, поскольку избирательным объединением, выдвинувшим его кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района, является местное отделение партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Красноармейского муниципального района, не обладающее статусом юридического лица и не подлежащее государственной регистрации.
По мнению заявителя, такое понимание требований пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является ошибочным. Заявитель согласен с тем, что местное отделение партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не обладает статусом юридического лица и не подлежит государственной регистрации. Однако структурное подразделение политической партии не выступает самостоятельным субъектом избирательных правоотношений.
Выступая инициатором выдвижения кандидатов в депутаты Думы Красноармейского муниципального района, местное отделение в силу положений Устава партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не является самостоятельным в принятии такого решения. В соответствии с данным Уставом местное отделение является структурным подразделением партии (ст. 14 Устава), высшим руководящим органом которого является Конференция (ст. 14.5 Устава). К компетенции Конференции относится выдвижение тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета кандидатов в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления (ст. 14.6 Устава). Право выдвижения кандидатов относится и к местному политическому совету при том же условии согласования (ст. 14.7.14.1 Устава).
Кроме того юридическое значение подпункта "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по мнению заявителя, приобретает смысл лишь при выполнении всех его условий. Коль скоро местное отделение является структурным подразделением партии, то этот статус кроме представления кандидатом в избирательную комиссию решения о создании местного отделения должен быть подтвержден путем представления также свидетельства о государственной регистрации регионального отделения.
Решением Приморского краевого суда от 26 октября 2011 года в удовлетворении заявления Кравцову А.И. отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, считая, что при его принятии суд неправильно истолковал закон, подлежащий применению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на 13 ноября 2011 года назначены досрочные выборы депутатов Думы Красноармейского муниципального района.
Решением президиума Приморского регионального совета Приморского регионального отделения Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 19 сентября 2011 года кандидатура Сеннова Н.П. согласована для выдвижения кандидатом в депутаты на выборах депутатов в Думу Красноармейского муниципального района Приморского края.
22 сентября 2011 года решением XXI внеочередной Конференции местного отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Красноармейского муниципального района Сеннов Н.П. выдвинут кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по избирательному округу N 2.
Решением избирательной комиссии Красноармейского муниципального района Приморского края от 8 октября 2011 года N 77 Сеннову Н.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района Приморского края по многомандатному избирательному округу N 2. Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что Сенновым Н.П. в нарушение требований пункта 2 части 8 статьи 41 Избирательного кодекса Приморского края не представлена в избирательную комиссию нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения.
Решением избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011 года N 148/18 указанное решение избирательной комиссии отменено, Сеннов Н.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по одномандатному избирательному округу N 2.
Соглашаясь с таким решением краевой избирательной комиссии, суд обоснованно исходил из того, что под избирательным объединением, в соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понимается: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Следовательно, местное отделение партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Красноармейского муниципального района на выборах в представительный орган названного муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения.
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 названного Федерального закона, в пункте 14.5 которой приведен перечень документов, представляемых выдвинутым кандидатом в избирательную комиссию для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Так при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
В соответствии с пунктом "в" части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Разрешая заявленное требование, суд, проанализировав положения указанного Федерального закона, пришел к правильному выводу о том, что избирательная комиссия Приморского края обоснованно отменила решение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района как незаконное.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" государственной регистрации подлежат политическая партия и ее региональные отделения.
Регистрация иных структурных подразделений политической партии законом не предусмотрена.
Как указывалось выше, Сеннов Н.П. выдвинут кандидатом в депутаты местным отделением политической партии, являющимся структурным подразделением партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которое в силу пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" государственной регистрации не подлежит. Следовательно, при наличии решения о создании местного отделения политической партии, необходимости представления в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата нотариально заверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения не имелось.
Поэтому отказ избирательной комиссии Красноармейского муниципального района в регистрации Сеннова Н.П. кандидатом в депутаты, основанный на том обстоятельстве, что им не представлена нотариально заверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, то есть местного отделения партии, был правомерно признан краевой избирательной комиссией, а затем и судом не основанным на законе.
При этом суд правильно отметил, что согласование местным отделением партии кандидатуры кандидата на выборные должности с её региональным отделением не изменяет правовой статус местного отделения партии, как избирательного объединения, наделенного законом правом выдвигать своих членов кандидатами в депутаты.
Довод кассационной жалобы о том, что Сеннов Н.П. обязан был представить в избирательную комиссию также документ, подтверждающий статус регионального отделения партии, обладающего правом создания местного отделения партии, является необоснованным, поскольку такого требования закон не содержит.
Иные доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, которым дана надлежащая оценка.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о законности решения суда и отсутствии оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 26 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кравцова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Хаменков В.Б. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2011 г. N 56-Г11-26
Текст определения официально опубликован не был