Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 ноября 2011 г. N 03-11-11/295
Вопрос: В 1998 году ООО (далее - общество N 1) передан земельный участок в аренду для организации оптово-продовольственного рынка в Башкортостане. На данном земельном участке хозяйствующие субъекты (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке, возвели строения, помещения, склады, боксы (далее - имущество), с отсутствием инженерных и коммуникационных сетей. Правоустанавливающие и инвентаризационные документы на указанное недвижимое имущество отсутствуют.
Указанное имущество хозяйствующие субъекты используют для транспортировки, складирования, переработки, сортировки (удаления гнили) и дальнейшей реализации продукции, т.е. в целях предпринимательской деятельности, в форме оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией (овощи, фрукты, картофель, клубнеплодные, бахчевые и иные культуры, орехи, продукция садов, виноградников, многолетних насаждений и закрытого (открытого) грунтов), как импортного, так и российского производства, в т.ч. собственного производства.
Оптовая торговля производится на основании договоров гражданско-правового характера (в письменном и устном виде), как в наличном, так и в безналичном порядке, для последующей розничной перепродажи другим хозяйствующим субъектам на территории РБ.
С 01.01.2005 года наша организация ООО (далее - общество N 2) на вышеуказанном оптовом рынке занимается охраной имущества, осуществляет контроль за соблюдением пожарной, технической, санитарной и иной безопасности, уборкой прилегающих земельных территорий, вывозом мусора, техническим обеспечением и обслуживанием электрических сетей, информационным обслуживанием, санитарной обработкой, содержанием подъездных путей и т.д., за исключением торговой деятельности.
На указанные виды деятельности между хозяйствующими субъектами и обществом N 2 заключаются договора оказания услуг (работ). Следовательно, общество N 2 является организацией, оказывающей услуги, работы для оптового рынка.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ), рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта РФ и утвержденным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта РФ и территории муниципального образования с учетом потребностей субъекта РФ в рынках того или иного типа. Потребности субъекта РФ в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта РФ, теми или иными товарами.
Планом, указанным в части 1 данной статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Наш оптовый рынок не включен в план организации розничных рынков, реестр розничных рынков.
Также следует отметить, что законодательная база по регулированию оптовой торговли, деятельности оптовых рынков, управляющих оптовым рынком компаний в РФ, отсутствует.
Таким образом, общество N 2 не является управляющей рынком компанией, не входит в число розничных рынков, не подпадает под действие Федерального закона N 271-ФЗ, по причине несоответствия признакам, предусмотренным ст. 3 и 4 указанного Федерального закона.
Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данное определение дано ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона N 381-ФЗ торговая организация при осуществлении своей деятельности самостоятельно определяет вид торговли (оптовая и/или розничная торговля); форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, иные формы торговли); способ торговли (с использованием торговых объектов и/или без использования торговых объектов); специализацию торговли (универсальная торговля и/или специализированная торговля) и другие критерии деятельности.
По вышеуказанным обстоятельствам, критериям, определениям, нормам законодательства вышеуказанная торговая деятельность хозяйствующих субъектов является оптовой и осуществляется на специализированном сельскохозяйственном оптовом рынке.
Согласно пункту 4 статьи 346.28 НК РФ на розничных рынках, образованных в соответствии с Федеральным законом N 271-ФЗ, налогоплательщиками единого налога в отношении предпринимательской деятельности, предусмотренной подпунктами 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, являются управляющие рынком компании.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом N 271-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, нормы и положения Федерального закона N 271-ФЗ не регулируют и не распространяются на деятельность общества N 2 и хозяйствующих субъектов, т.е. рынок не является розничным, а общество N 2 не является управляющей рынком компанией.
1. Являются ли налогоплательщиками ЕНВД согласно пункту 4 статьи 346.28 НК РФ управляющие (обслуживающие) оптовым рынком компании, не подпадающие под действие Федерального закона N 271-ФЗ?
2. Имеет ли право общество N 2, как управляющая (обслуживающая) оптовым рынком компания, выбрать систему налогообложения в виде УСНО?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения на основании содержащейся в письме информации сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
Статьей 346.27 Кодекса под стационарной торговой сетью понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
Под нестационарной торговой сетью понимается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
Таким образом, предпринимательская деятельность налогоплательщика по передаче в аренду земельных участков на оптово-продовольственном рынке для размещения на них объектов оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией (овощи, фрукты, картофель, клубнеплодные, бахчевые и иные культуры, орехи, продукция садов, виноградников, многолетних насаждений) под налогообложение единым налогом на вмененный доход не подпадает, а должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.
При этом упрощенную систему налогообложения вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие требованиям, содержащимся в статье 346.12 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 ноября 2011 г. N 03-11-11/295
Текст письма официально опубликован не был