Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 ноября 2011 г. N 03-04-06/4-319
Вопрос: ОАО заключило Договоры о разделе продукции, предусматривающие выполнение комплекса работ по поиску, разведке и добыче углеводородов на 4-х шельфовых месторождениях Республики Куба с передачей Обществу лицензионных прав на проведение всего комплекса работ по разработке нефтяных месторождений (далее - ДРП). Стороной Договора о разделе продукции на территории Республики Куба является Государственная кубинская организация.
Предметом Договора является поиск, разведка и добыча Углеводородов на Договорной территории, которые будут осуществляться за счет финансирования и выполнения со стороны Подрядчика (ОАО) всех Нефтяных операций согласно положениям Договора. Финансирование работ предусмотрено как за счет собственных средств Общества, так и путем привлечения заемных средств.
Филиал на территории Республики Куба осуществляет бухгалтерский учет всех Нефтяных операций, производит исчисление и уплату налогов в соответствии с кубинским законодательством и отчитывается перед налоговым органом Кубы по результатам финансово-хозяйственной деятельности.
Филиал осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в Республике Куба как отдельный хозяйствующий субъект. В соответствии с условиями Положения о Филиале ОАО в г. Гавана Республики Куба основной задачей Филиала является осуществление коммерческой деятельности при реализации нефтегазовых и иных коммерческих проектов в Республике Куба от имени ОАО, в частности:
- осуществление производственно-коммерческих операций с организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности;
- осуществление экспортно-импортных операций;
- проведение технических и коммерческих переговоров, подписание контрактов на выполнение работ, оказание услуг и поставку материально-технических средств;
- обеспечение в пределах своих полномочий выполнения контрактных обязательств ОАО по всем направлениям деятельности Филиала.
Кроме того, на основании Положения Филиал имеет право, в частности:
- осуществлять сделки и заключать контракты в соответствии с лицензией, выданной Министерством внешней торговли Республики Куба;
- открывать и закрывать валютные счета в кубинских или иностранных банках, в том числе для расчетов за реализуемую нефть.
В соответствии с законодательством Республики Куба, с учетом применения положений межправительственного Соглашения об избежании двойного налогообложения и условий Положения, Филиал по своему налоговому статусу является постоянным представительством.
По условиям ДРП началу коммерческой добычи нефти предшествует период поисково-разведочных работ, который длится 5 лет. До начала коммерческой добычи нефти по ДРП и выхода Филиала на уровень самоокупаемости затраты Филиала финансируются ОАО, что является обычной практикой ведения международной хозяйственной деятельности. Все затраты Филиала, включая финансируемые ОАО, учитываются как затраты на Нефтяные операции и составляют бюджет Филиала, который ежегодно утверждается Административным комитетом, созданным в рамках ДРП в целях управления и контроля за деятельностью.
Также указанные затраты на Нефтяные операции, включая заработную плату, компенсацию расходов на питание, аренду квартир сотрудникам, страхование и социальное обеспечение сотрудников, включаются в налоговую отчетность и в последующие периоды с момента коммерческой добычи нефти и получения прибыли формируют налогооблагаемую базу в целях исчисления и уплаты налога на прибыль в Республике Куба.
ОАО просит учесть изложенные факты при подготовке ответа на наш запрос.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма ОАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц стоимости аренды жилых помещений работникам филиала российской организации в Республике Куба (далее - филиал), и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Как указывается в рассматриваемых письмах, филиал ведет коммерческую деятельность в иностранном государстве, связанную с разведкой, добычей и реализацией нефти, сдает финансовую отчетность и уплачивает налоги в иностранном государстве.
В рамках ведения деятельности филиал оплачивает своим сотрудникам стоимость аренды жилых помещений.
С учетом вышеуказанных положений подпункта 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса оплата филиалом аренды жилых помещений для своих сотрудников признается их доходом, полученным в натуральной форме.
Источником выплаты указанного дохода сотрудникам филиала является сам филиал.
Поскольку филиал ведет коммерческую деятельность, осуществление которой приводит к образованию постоянного представительства в Республике Куба и соответственно, является там плательщиком налога на прибыль, вышеуказанные доходы сотрудников филиала в виде оплаты филиалом аренды жилых помещений относятся к доходам от источников в Республике Куба.
Учитывая положения пункта 1 статьи 207 Кодекса, сотрудники филиала, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 ноября 2011 г. N 03-04-06/4-319
Текст письма официально опубликован не был