Письмо Ассоциации российских банков от 16 сентября 2011 г. N А-02/5-704
См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 24 ноября 2011 г. N 15-1-2-7/5195
Повторное обращение к Вам Ассоциации российских банков обусловлено проблемами, возникающими при применении кредитными организациями изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков" в редакции Указания Банка России от 20.04.2011 N 2613-У и изменений в Положение Банка России от 20 марта 2006 года N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" в редакции Указания Банка России от 20.04.2011 N 2612-У (далее - Указания).
В связи с многочисленными обращениями банков, указывающих на целый ряд крайне негативных последствий применения нового порядка расчета нормативов и формирования резервов, по инициативе АРБ состоялось несколько совместных совещаний с участием представителей Департамента банковского регулирования и надзора Банка России.
С учетом обсуждения Ассоциацией российских банков совместно со специалистами крупнейших банков был подготовлен ряд изменений и предложений к Указаниям, но, к сожалению, принято из них Банком России было только одно.
Учитывая чрезвычайную актуальность и значимость рассматриваемых проблем, а также продолжающие поступать обращения банков, просим Вас рассмотреть возможность проведения обсуждения предложений банковского сообщества в ходе совещания под Вашим председательством в целях выработки консолидированной позиции Банка России и банковского сообщества.
Ассоциация российских банков выражает уверенность в нашем дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Банком России.
Приложение: на 17 листах.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Таблица
поправок к проекту изменений, вносимых в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков"
N п/п |
Текст, к которому предлагается поправка |
Новая редакция текста проекта с предлагаемой поправкой |
Примечания |
1. |
Новые пункты |
Дополнить подпунктами 2.3.28-2.3.29 следующего содержания:
"2.3.28. В расчет кодов 8813 и 8815 не включаются активы I и II категорий качества, классифицированные в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" и Положением Банка России от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери". 2.3.29. Активы, подпадающие под действие кодов 8813 и 8815 и отнесенные к I и II категориям качества, включаются в расчет обязательного норматива Н1 в соответствии с пунктом 2.3 Инструкции N 110-И." |
Не включать в расчет кодов 8813 и 8815 те ссуды и прочие требования, которые в соответствии с Положением 254-П относятся к I или II категории качества. Предлагаем: Если мотивированным суждением сотрудников банка обоснована возможность отнесения ссуды к I или II категории качества, применительно к таким ссудам не должны выдвигаться повышенные требования к достаточности капитала банка. |
2. |
Код 8808 "Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным заемщикам по договорам займа (кредита) после 31 декабря 2011 года (за исключением имевших на момент заключения договора займа (кредита) (его пролонгации) и (или) имеющих на момент расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard&Poor's" или "Fitch Rating's" либо "В2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service" (далее - международные рейтинговые агентства), а также национальными рейтинговыми агентствами), не давшим одновременно согласия на представление информации в бюро кредитных историй, определенной статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 44; N 30, ст. 3121; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 15, ст.2038), и на раскрытие кредитной организации - кредитору основной части его кредитной истории (счета (их части): NN 443А, 444А, 445А, 446А, 447А, 448А, 449А, 450А, 451А, 452А, 453А, 454А, 455А, 456А, 457А, 458А (кроме счетов NN 45801 и 45802), 459А (кроме счетов NN 45901 и 45902), 462А, 463А, 464А, 465А, 466А, 467А, 468А, 469А, 470А, 471А, 472А, 473А, 47427, 478А)." |
Изложить код 8808 в следующей редакции:
исключить "на представление информации в бюро кредитных историй, определенной статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 44; N 30, ст. 3121; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 15, ст.2038), и"
"Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным заемщикам по договорам займа (кредита) после 31 декабря 2011 года (за исключением имевших на момент заключения договора займа (кредита) (его пролонгации) и (или) имеющих на момент расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard&Poor's" или "Fitch Rating's" либо "В2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service" (далее - международные рейтинговые агентства), а также национальными рейтинговыми агентствами) не давшим одновременно согласия на раскрытие кредитной организации - кредитору основной части его кредитной истории (счета (их части): NN 443А, 444А, 445А, 446А, 447А, 448А, 449А, 450А, 451А, 452А, 453А, 454А, 455А, 456А, 457А, 458А (кроме счетов NN 45801 и 45802), 459А (кроме счетов NN 45901 и 45902), 462А, 463А, 464А, 465А, 466А, 467А, 468А, 469А, 470А, 471А, 472А, 473А, 47427, 478А)." |
Несогласие заемщика предоставлять информацию об обслуживании ссуды в БКИ далеко не всегда означает отсутствие информации о его платежной дисциплине. Предлагаем: Не применять повышенный коэффициент в тех случаях, когда клиентом не дано согласие на раскрытие информации в бюро кредитных историй, так как это является правом, а не обязанностью клиента, а последствия правомерного поведения клиента не должны создавать обременения для третьего лица, каковым является банк. |
3. |
Код 8813 "Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным заемщикам (за исключением тех, которые имели на момент выдачи (пролонгации) кредита и (или) имеют на момент расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard&Poor's" или "Fitch Rating's" либо "В2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также национальных рейтинговых агентств) и направленным указанными заемщиками: на предоставление займов третьим лицам (за исключением случаев, когда в качестве заемщиков по первоначальным договорам выступают кредитные организации, а также микрофинансовые организации, потребительские кооперативы, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации); на погашение обязательств по возврату денежных средств, привлеченных заемщиками от третьих лиц (за исключением случаев, когда третьим лицом является кредитная организация); на приобретение ценных бумаг, в том числе векселей и паев паевых инвестиционных фондов; на осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц; на расчетные (текущие) счета указанных заемщиков в других кредитных организациях (за исключением случаев, когда перечисленная на расчетный (текущий) счет в другой кредитной организации сумма, полученная по кредитному договору заемщиком - физическим лицом, не превышает 50 млн. рублей); на приобретение недвижимого имущества, включая земельные участки (за исключением случаев, когда кредит предоставляется: юридическому лицу в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1096; 2000, N 2, ст. 143; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4012; 2010, N 25, ст. 3070; N 30, ст. 4015) (далее - Федеральный закон об инвестиционной деятельности), и если данная цель кредита предусмотрена кредитным договором либо юридическому лицу - концессионеру на финансирование деятельности в рамках концессионного соглашения, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3126; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6245; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 29, ст. 3582, ст. 3601; 2010, N 27, ст. 3436), либо физическому лицу на приобретение жилого помещения под залог жилого помещения в сумме, не превышающей 50 млн. рублей, либо малому предприятию или индивидуальному предпринимателю на покупку недвижимого имущества (включая земельные участки) в сумме, не превышающей 100 млн. рублей) (счета (их части): NN 443А, 444А, 445А, 446А, 447А, 448А, 449А, 450А, 451А, 452А, 453А, 454А, 455А, 456А, 457А, 458А (кроме счетов NN 45801 и 45802), 459А (кроме счетов NN 45901 и 45902), 462А, 463А, 464А, 465А, 466А, 467А, 468А, 469А, 470А, 471А, 472А, 473А, 47427, 478А)." |
Изложить код 8813 в следующей редакции:
исключить "...на осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц;..."
"Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным заемщикам (за исключением тех, которые имели на момент выдачи (пролонгации) кредита и (или) имеют на момент расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard&Poor's" или "Fitch Rating's" либо "В2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также национальных рейтинговых агентств) и направленным указанными заемщиками: на предоставление займов третьим лицам (за исключением случаев, когда в качестве заемщиков по первоначальным договорам выступают кредитные организации, а также микрофинансовые организации, потребительские кооперативы, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации); на погашение обязательств по возврату денежных средств, привлеченных заемщиками от третьих лиц (за исключением случаев, когда третьим лицом является кредитная организация); на приобретение ценных бумаг (кроме тех, которые включены в котировальные списки фондовых бирж), в том числе векселей и паев паевых инвестиционных фондов; на расчетные (текущие) счета указанных заемщиков в других кредитных организациях (за исключением случаев, когда перечисление осуществляется на расчетный (текущий) счет в другой кредитной организации, являющейся членом той же банковской группы или того же банковского холдинга, или перечисленная на расчетный (текущий) счет в другой кредитной организации сумма, полученная по кредитному договору заемщиком - физическим лицом, не превышает 50 млн. рублей, а также иных случаев, когда банком принято мотивированное решение о наличии реальных механизмов контроля рисков); на приобретение недвижимого имущества, включая земельные участки (за исключением случаев, когда кредит предоставляется: юридическому лицу в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1096; 2000, N 2, ст. 143; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4012; 2010, N 25, ст. 3070; N 30, ст. 4015) (далее - Федеральный закон об инвестиционной деятельности), и если данная цель кредита предусмотрена кредитным договором либо; юридическому лицу - концессионеру на финансирование деятельности в рамках концессионного соглашения, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3126; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6245; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 29, ст. 3582, ст. 3601; 2010, N 27, ст. 3436), либо физическому лицу на приобретение жилого помещения под залог жилого помещения в сумме, не превышающей 50 млн. рублей, либо малому предприятию или индивидуальному предпринимателю на покупку недвижимого имущества (включая земельные участки) в сумме, не превышающей 100 млн. рублей) (счета (их части): NN 443А, 444А, 445А, 446А, 447А, 448А, 449А, 450А, 451А, 452А, 453А, 454А, 455А, 456А, 457А, 458А (кроме счетов NN 45801 и 45802), 459А (кроме счетов NN 45901 и 45902), 462А, 463А, 464А, 465А, 466А, 467А, 468А, 469А, 470А, 471А, 472А, 473А, 47427, 478А)." |
1.Введение повышающего коэффициента к кредитам, предоставленным заемщикам и направленным ими на покупку ценных бумаг или осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц, ограничит возможности банковского сектора по финансированию капитальных операций в реальном секторе экономики, в т.ч. подобных LBO (leveraged buy out). Предлагаем: Не применять коэффициент 1,5, если заемщик планирует приобрести ценные бумаги, включенные в котировальные списки фондовых бирж. 2. Перечисление полученных кредитных ресурсов на расчетный счет в другом банке, согласно 254-П, не рассматривается Банком России в качестве фактора, ухудшающего категорию ссуды, при этом проект изменений в Инструкцию 110-И подразумевает повышенный риск по указанным активам по причине нетранспарентного характера сделок, в том числе, с точки зрения их целевого характера. Полагаем необходимым обратить внимание Банка России на наличие в кредитных организациях утвержденных бизнес процессов, которые существенно повышают транспарентность использования заемщиками кредитных ресурсов. Так, банками обычно утверждается порядок контроля за использованием кредитных ресурсов, согласно которому в кредитной заявке и кредитном соглашении с клиентом - юридическим лицом в обязательном порядке указывается не только цель кредитования, но и порядок подтверждения его целевого использования. В случае, если полученный кредит на пополнение оборотного капитала/финансирование текущей деятельности перечисляется клиентом на свой расчетный счет в другом банке, клиент, согласно приложениям к кредитному соглашению, заполняет реестр платежных поручений, а также предоставляет сами платежные поручения по использованию средств и выписки по своему счету из банка, куда им были перечислены кредитные ресурсы с указанием назначения платежа. Предлагаем: Исключить повышение коэффициента риска до 1,5 по операциям заёмщиков, связанным с перечислением средств между компаниями банковских групп и холдингов. Разрешить банкам самостоятельно на основе мотивированного суждения принимать решения о характере операций клиентов в случае перечисления полученных средств на счета в иных кредитных организациях. |
4. |
Код 8815 "Вложения в долговые ценные бумаги: учтенные векселя NN 514А, 515А, 516А, 517А, 518А, 519А); облигации (за исключением облигаций с ипотечным покрытием, облигаций иностранных государств, имеющих страновую оценку "4", юридических лиц - эмитентов (выпусков облигаций), имевших на момент приобретения облигаций и (или) имеющим на дату расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard&Poor's" или "Fitch Rating's" либо "В2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также национальных рейтинговых агентств) (счета (их части): NN 50106, 50107, 50108, 50109, 50110, 50118, (50121-50120), 50207, 50208, 50209, 50210, 50211, 50218, (50221-50220), 50307, 50308, 50309, 50310, 50311, 50318); иные долговые ценные бумаги, признаваемые таковыми по иностранному законодательству (за исключением долговых ценных бумаг с ипотечным покрытием, долговых ценных бумаг иностранных государств, имеющих страновую оценку "4", юридических лиц нерезидентов - эмитентов (выпусков долговых ценных бумаг), имевших на момент приобретения ценных бумаг и (или) имеющим на дату расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard&Poor's" или "Fitch Rating's" либо "В2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service"), (счета (их части): NN 50108, 50109, 50110, 50118, (50121-50120), 50209, 50210, 50211, 50218, (50221-50220), 50309, 50310, 50311, 50318); сделки по покупке (продаже) указанных долговых ценных бумаг с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа (поставки ценных бумаг) с учетом особенностей расчета, установленных подпунктом 2.3.24 пункта 2.3 настоящей Инструкции в отношении сделок с облигациями, в части срочных сделок с контрагентами и операций с участием кредитных организаций, выполняющих функции центральной стороны на организованных торговых площадках (счет (часть счета N 47408))." |
Изложить код 8815 в следующей редакции:
"Вложения в долговые ценные бумаги: учтенные векселя (за исключением векселей, эмитенты которых которые имели на момент выдачи (пролонгации) кредита и имеют на момент расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже соответствующего "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard&Poor's" или "Fitch Rating's" либо "В2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service") NN 514А, 515А, 516А, 517А, 518А, 519А); облигации (за исключением включенных в котировальные списки фондовых бирж), облигаций с ипотечным покрытием, облигаций иностранных государств, имеющих страновую оценку "4", юридических лиц - эмитентов (выпусков облигаций), имевших на момент приобретения облигаций и (или) имеющим на дату расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard&Poor's" или "Fitch Rating's" либо "В2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также национальных рейтинговых агентств) (счета (их части): NN 50106, 50107, 50108, 50109, 50110, 50118, (50121-50120), 50207, 50208, 50209, 50210, 50211, 50218, (50221-50220), 50307, 50308, 50309, 50310, 50311, 50318); иные долговые ценные бумаги, признаваемые таковыми по иностранному законодательству (за исключением долговых ценных бумаг с ипотечным покрытием, долговых ценных бумаг иностранных государств, имеющих страновую оценку "4", юридических лиц нерезидентов - эмитентов (выпусков долговых ценных бумаг), имевших на момент приобретения ценных бумаг и (или) имеющим на дату расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard&Poor's" или "Fitch Rating's" либо "В2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service"), (счета (их части): NN 50108, 50109, 50110, 50118, (50121-50120), 50209, 50210, 50211, 50218, (50221-50220), 50309, 50310, 50311, 50318); сделки по покупке (продаже) указанных долговых ценных бумаг с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа (поставки ценных бумаг) с учетом особенностей расчета, установленных подпунктом 2.3.24 пункта 2.3 настоящей Инструкции в отношении сделок с облигациями, в части срочных сделок с контрагентами и операций с участием кредитных организаций, выполняющих функции центральной стороны на организованных торговых площадках (счет (часть счета N 47408)." |
1. С одной стороны, вексельная форма расчетов продолжает оставаться важной составляющей системы хозяйственных расчетов в российской экономике; следовательно, банковская система, выполняя возложенную на нее законом функцию проведения расчетов, не может в той или иной форме не участвовать в операциях, предполагающих вексель как расчетный инструмент. С другой стороны, в условиях снижения общего уровня процентных ставок в банковской системе, вложения в векселя, являясь относительно более доходными, позволяют банкам частично компенсировать падение уровня процентной маржи и снижение соответствующих доходов, тем самым поддерживая их финансовую стабильность и обеспечивая прирост капитальной базы за счет полученной прибыли. Следует также отметить, что выпуск векселей как самой кредитной организацией, так и ее клиентами во многих случаях является одной из форм публичного заимствования на рынке капитала, альтернативной эмиссии облигаций. Таким образом, применение повышенного коэффициента риска в отношении вложений в векселя без учета оценки качества эмитента будет являться значительным сдерживающим фактором развития рынка долгового финансирования. Предлагаем: Ввести дифференцированный подход в применении повышенного коэффициента риска в отношении вложений в векселя с учетом оценки эмитента векселя на основании внутренних методик кредитной организации или информации рейтинговых агентств.
2. В настоящее время банки являются основными инвесторами в облигации 2-го и 3-го эшелона, и их финансовые ресурсы при внедрении обозначенной новации могут перетечь в сегмент государственных облигаций, ослабив структурную сбалансированность рынка долгового капитала в России. Также необходимо учесть, что риски по обращающимся ценным бумагам уже оценены при наличии котировок на ОРЦБ и учтены в расчете капитала. Данная мера в значительной степени будет ограничивать динамику процесса создания Международного финансового центра в России, поскольку серьезно дестимулирует инвестиции в целый сектор фондового рынка. Предлагаем: Более широко дифференцировать вложения банков в облигации эмитентов. |
5. |
Код 8817 "Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным юридическим лицам - резидентам офшорных зон, перечень которых утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 года N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2007 года N 10598, 25 февраля 2009 года N 13432 ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 10 декабря 2007 года N 50, от 16 марта 2009 года N 11), (счета (их части): NN 456А, 45816, 45916, 473А, 47427, 478)." |
Изложить код 8817 в следующей редакции:
"Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным юридическим лицам - резидентам офшорных зон, перечень которых утвержден Приложением 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 г. N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)", (счета (их части): NN 456А, 45816, 45916, 473А, 47427, 478)." |
Перечень офшорных зон, который Банк России предлагает использовать для расчета кода, утвержден Минфином РФ в целях применения подпункта 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ (для целей льготного налогообложения при выплате дивидендов). Для выполнения существующих требований нормативных актов Банка России в своих информационных системах банки использует список офшорных зон, установленный Банком России в Указании N 1317-У. Имея абсолютно одинаковые названия, тем не менее, эти перечни существенно отличаются друг от друга целым рядом позиций. Кроме того, использование оффшорной компании в качестве заемщика является распространенной формой структурирования и юридического оформления подобных сделок.
Предлагаем: В целях прозрачного и понятного толкования указаний Банка России предлагается в описании алгоритма расчета кода 8817 использовать список офшорных зон, установленный Банком России в Указании 1317-У, дополнив указанный алгоритм перечнем стран, которые Банк России считает странами с повышенным риском, а также снизить планируемый коэффициент риска с 1,5 до 1,1. |
6. |
Код 8818 Сумма требований по кредитам и требований по получению начисленных (накопленных) процентов, указанных в строке кода обозначения 8817, умноженная на коэффициент 1,5. |
Код 8818 Сумма требований по кредитам и требований по получению начисленных (накопленных) процентов, указанных в строке кода обозначения 8817, умноженная на коэффициент 1,1. |
См. п.5. |
7. |
Код 8821 "Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным заемщикам - физическим лицам, если совокупная задолженность заемщика и (или) группы связанных заемщиков перед банком превышает 2 млн. рублей, за исключением обеспеченных ссуд величиной не более 50 млн. рублей при условии соответствия обеспечения требованиям главы 6 Положения Банка России N 254-П, а также ссуд величиной более 50 млн. рублей, обеспеченных залогом недвижимости в соответствии с Федеральным законом об ипотеке (далее - ипотечные ссуды), с соотношением величины основного долга по ссуде к текущей (справедливой) стоимости предмета залога на дату расчета нормативов менее 80 процентов (счета (их части): NN 455А, 457А), 45815, 45817, 45915, 45917, 47427, 478А." |
Код 8821 изложить в следующей редакции:
исключить: ", с соотношением величины основного долга по ссуде к текущей (справедливой) стоимости предмета залога на дату расчета нормативов менее 80 процентов"
"Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным заемщикам - физическим лицам, если совокупная задолженность заемщика и (или) группы связанных заемщиков перед банком превышает 2 млн. рублей, за исключением обеспеченных ссуд величиной не более 50 млн. рублей при условии соответствия обеспечения требованиям главы 6 Положения Банка России N 254-П, а также ссуд величиной более 50 млн. рублей, обеспеченных залогом недвижимости в соответствии с Федеральным законом об ипотеке (далее - ипотечные ссуды) (счета (их части): NN 455А, 457А), 45815, 45817, 45915, 45917, 47427, 478А)." |
Государственная программа поддержки ипотеки подразумевает понижение ставок на ипотечные кредиты и минимизацию первоначального взноса, что станет невозможным после внедрения проекта документа, согласно которому минимальный первоначальный взнос должен составить не меньше 20%, а отсутствие такового приведет к повышению требований к капиталу и, как следствие, к повышению процентных ставок по ипотечным кредитам. Более того, в настоящее время ситуация на банковском рынке такова, что ряд банков вообще отменили первоначальный взнос по ипотеке. Предлагаем: Исключить предельно допустимое соотношение основного долга по ссуде к текущей стоимости предмета залога по ипотечным ссудам. |
8. |
Код 8830 "Балансовая стоимость активов, указанных в строке кода 8829, умноженная на коэффициент 1,5." |
Изложить код 8830 в следующей редакции:
"В зависимости от срока нахождения на балансе балансовая стоимость активов, указанных в строке кода 8829, умноженная на коэффициент: до 2 лет - 1; от 2 до 3 лет - 1,1; от 3 до 4 лет - 1,2; от 4 до 5 лет - 1,3; от 5 до 6 лет - 1,4; 7 и более лет - 1,5." |
В сочетании требований строки кода 8829 с новациями, предлагаемыми Положением 283-П, указанная мера приведет к сохранению проблем "плохих" активов и будет сдерживать развитие кредитования. Предлагаем: Установить различные коэффициенты риска в зависимости от сроков нахождения имущества на балансе банков. |
9. |
Код 8831 Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, номинированным в иностранной валюте и предоставленным заемщикам - физическим лицам (счета (их части): NN 455А, 457А, 45815, 45817, 45915, 45917, 47427, 478А). |
Изложить код 8831 в следующей редакции:
"Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, номинированным в иностранной валюте и предоставленным заемщикам - физическим лицам, в случае несовпадения валюты обязательства заемщика и валюты основного источника исполнения обязательств по нему (счета (их части): NN 455А, 457А, 45815, 45817, 45915, 45917, 47427, 478А)." |
Считаем, что в ситуации, когда заемщик имеет стабильный валютный источник доходов, достаточный для обслуживания кредита в той же валюте, основания для классификации таких активов как "с повышенным риском" у банков отсутствуют. |
10. |
Код 8836 Сумма требований, указанных в строке кода 8835, умноженная на коэффициент 1,5. |
Изложить код 8836 в следующей редакции:
"В зависимости от срока, прошедшего с момента осуществления инвестиций сумма требований, указанных в строке кода 8835, умноженная на коэффициент: до 2 лет - 1; от 2 до 3 лет - 1,1; от 3 до 4 лет - 1,2; от 4 до 5 лет - 1,3; от 5 до 6 лет - 1,4; 7 и более лет - 1,5.". |
Необходимость снижения жесткости требований по операциям, связанным с инвестициями в форме капитальных вложений (строка кода 8835), диктуется острой потребностью развития инфраструктуры самой банковской системы, стимулирования открытия новых точек обслуживания в регионах и повышению инфраструктурного качества предоставления банковских услуг. Повышенный коэффициент риска по капиталовложениям банка может привести к существенному торможению развития системы кредитных организаций и усложнению конкурентных условий для банков, которые намерены конкурировать с банками - монополистами в регионах. Более того, в соответствии с проектом, все предоплаты по расчетам, связанные с приобретением основных средств для собственной хозяйственной деятельности попадают под действие кода 8835. Получается, что обычная хозяйственная деятельность кредитной организации носит характер повышенного риска. Данный подход лишен экономического смысла.
Предлагаем: Ввести дифференциальную шкалу риска, в зависимости от срока, прошедшего с момента осуществления инвестиций. |
Таблица
поправок к проекту изменений, вносимых в Инструкцию Банка России от 20 марта 2006 года N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Положение Банка России от 20 марта 2006 года N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам"
N п/п |
Текст, к которому предлагается поправка |
Новая редакция текста проекта с предлагаемой поправкой |
Примечания |
1. |
"Главу 2 дополнить пунктом 2.7 следующего содержания: "2.7. Элементами расчетной базы резерва являются недвижимое имущество; вещи, не относящиеся к недвижимости; права требования по договорам долевого участия в строительстве, полученные кредитной организацией по договорам об отступном или по договорам о залоге в результате реализации прав на обеспечение по предоставленным кредитной организацией ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, определенной в соответствии с требованиями Положения Банка России N 254-П; активы, полученные банком в результате реструктуризации дебиторской задолженности; а также остаточная (балансовая за минусом амортизации) стоимость недвижимого имущества и земли, не используемых для осуществления банковской деятельности, предусмотренной статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2453; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028). 2.7.1. Резерв по вложениям в паи паевых инвестиционных фондов, активы которых в размере 50 процентов и более составляет имущество, указанное в настоящем пункте, формируется с применением коэффициентов, установленных подпунктом 2.7.3 настоящего пункта. 2.7.2. При передаче имущества, указанного в настоящем пункте, на баланс дочерней организации, резерв формируется головной кредитной организацией с применением коэффициентов, установленных подпунктом 2.7.3 настоящего пункта, до момента реализации переданного имущества. 2.7.3. Размер резерва по активам, указанным в настоящем пункте, определяется в зависимости от срока, в течение которого данные активы учитываются кредитной организацией на балансовых счетах 60401, 60404, 60701 и 61011 с применением следующих коэффициентов: для активов, учитываемых на балансе более года, - не менее 10%; для активов, учитываемых на балансе более 2 лет, - не менее 20%; для активов, учитываемых на балансе более 3 лет, - не менее 35%; для активов, учитываемых на балансе более 4 лет, - не менее 50%; для активов, учитываемых на балансе более 5 лет, - не менее 75%. 2.7.4. Размер резерва по активам, указанным в настоящем пункте, учитываемым кредитной организацией в течение 12 месяцев и более до вступления в силу настоящего Указания, начиная с отчетности на 1 февраля 2012 года должен быть сформирован в размере не менее 10 процентов. Резерв по данным активам формируется ежегодно по состоянию на 1 февраля каждого последующего года в порядке и размере, установленном в подпункте 2.7.3 настоящего пункта.". |
"Главу 2 дополнить пунктом 2.7 следующего содержания: "2.7. Элементами расчетной базы резерва являются недвижимое имущество; вещи, не относящиеся к недвижимости; права требования по договорам долевого участия в строительстве, полученные кредитной организацией по договорам об отступном или по договорам о залоге в результате реализации прав на обеспечение по предоставленным кредитной организацией ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, определенной в соответствии с требованиями Положения Банка России N 254-П; активы, полученные банком в результате реструктуризации дебиторской задолженности; а также остаточная (балансовая за минусом амортизации) стоимость недвижимого имущества и земли, не используемых для осуществления банковской деятельности, предусмотренной статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2453; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028). 2.7.1. Резерв по вложениям в паи паевых инвестиционных фондов, активы которых в размере 50 процентов и более составляет имущество, указанное в настоящем пункте, формируется с применением коэффициентов, установленных подпунктом 2.7.3 настоящего пункта. 2.7.2. При передаче имущества, указанного в настоящем пункте, на баланс дочерней организации, резерв формируется головной кредитной организацией с применением коэффициентов, установленных подпунктом 2.7.3 настоящего пункта, до момента реализации переданного имущества. 2.7.3. Размер резерва по активам, указанным в настоящем пункте, определяется в зависимости от срока, в течение которого данные активы учитываются кредитной организацией на балансовых счетах 60401, 60404, 60701 и 61011 с применением следующих коэффициентов: для активов, учитываемых на балансе более года: на 2012 и далее - не менее 10%; для активов, учитываемых на балансе более 2 лет: на 2012 - не менее 10%, на 2013 и далее - не менее 20%; для активов, учитываемых на балансе более 3 лет: на 2012 - не менее 10%, на 2013 - не менее 20%, на 2014 и далее - не менее 35%; для активов, учитываемых на балансе более 4 лет: на 2012 - не менее 10%, на 2013 - не менее 20%, на 2014 - не менее 35%, на 2015 и далее - не менее 50%; для активов, учитываемых на балансе более 5 лет: на 2012 - не менее 10%, на 2013 - не менее 20%, на 2014 - не менее 35%, на 2015 - не менее 50%, на 2016 и далее - не менее 75%. 2.7.4. Размер резерва по активам, указанным в настоящем пункте, учитываемым кредитной организацией в течение 12 месяцев и более до вступления в силу настоящего Указания, начиная с отчетности на 1 февраля 2012 года должен быть сформирован в размере не менее 10 процентов. Резерв по данным активам формируется ежегодно по состоянию на 1 февраля каждого последующего года в порядке и размере, установленном в подпункте 2.7.3 настоящего пункта. 2.7.5. В целях формирования резерва кредитным организациям необходимо производить переоценку соответствующих активов и формировать резервы исходя из разницы между балансовой и рыночной их стоимостью. Рыночная стоимость по подобным активам определяется исходя из мотивированного суждения кредитной организации или с привлечением независимого оценщика.". |
1. Определение коэффициентов резервирования исходя из сроков нахождения нефинансовых активов на балансе банков. Функцией резерва под обесценение является приведение балансовой стоимости актива к его рыночной стоимости. Подход самого же Банка России в отношении другого вида активов - ценных бумаг - принципиально отличается и предполагает резервирование только разницы между балансовой и рыночной ценой актива. Непрофильные активы стали поступать на балансы банков в конце 2008 г. и уже к 01.02.2012 срок их нахождения на балансах составит 3 года. Указание подразумевает создание к этой дате резервов в размере 10%, но уже через год расчетный норматив резервов будет составлять 50%, что окажет крайне негативное воздействие на финансовое положение банков.
Предлагаем: 1. Ввести следующие коэффициенты расчета резервов по непрофильным активам, учитываемым на балансе банка: - для активов, учитываемых на балансе более года: на 2012 и далее - не менее 10%; - для активов, учитываемых на балансе более 2 лет: На 2012 - не менее 10%, на 2013 и далее - не менее 20%; - для активов, учитываемых на балансе более 3 лет: на 2012 - не менее 10%, на 2013 - не менее 20%, на 2014 и далее - не менее 35%; - для активов, учитываемых на балансе более 4 лет: на 2012 - не менее 10%, на 2013 - не менее 20%, на 2014 - не менее 35%, на 2015 и далее - не менее 50%; - для активов, учитываемых на балансе более 5 лет: на 2012 - не менее 10%, на 2013 - не менее 20%, на 2014 - не менее 35%, на 2015 - не менее 50%, на 2016 и далее - не менее 75%. 2. Разрешить банкам проводить регулярную переоценку соответствующего имущества и формировать резервы исходя из разницы между его балансовой и рыночной стоимостью. Формирование резерва по подобным активам должно производиться исходя из оценки реальных перспектив их реализации без существенной потери первоначальной стоимости, на базе мотивированного суждения банка или независимого оценщика. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 16 сентября 2011 г. N А-02/5-704
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)