Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 декабря 2011 г. N 4-О11-138
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего - Иванова Г.П.,
судей - Шамова А.В. и Каменева Н.Д.,
при секретаре Кочкине Я.В.
рассмотрела в судебном заседании материал по кассационной жалобе Платонова (Вайнера) Ю.А. на определение Московского областного суда от 27 сентября 2011 года, которым жалоба Платонова (Вайнера) Ю.A. на решение заместителя Генерального прокурора РФ от 22 марта 2011 года о выдаче правоохранительным органам Республики Беларусь оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иванова Г.П., выступления Платонова Ю.А. и адвоката Васильева И.Г., просивших отменить определение, и прокурора Кривоноговой Е.А., просившей определение оставить без изменения, судебная коллегия установила:
правоохранительными органами Республики Беларусь Платонов обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 209 ч. 4, 210 ч. 4, 14 ч. 1 и 290 ч. 4, 211 ч. 3 и 427 ч. 2 УК Республики Беларусь.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь обратилась с запросом о выдаче Платонова для осуществления его уголовного преследования и предоставила гарантии соблюдения условий выдачи, предусмотренные ст. 462 ч. 3 п. 3 УПК РФ.
Заместителем Генерального прокурора Российской Федерации принято решение о выдаче Платонова правоохранительным органам Республики Беларусь для осуществления его уголовного преследования по ст.ст. 209 ч. 4, 210 ч. 4, 14 ч. 1 и 290 ч. 4 УК Республики Беларусь, то есть за мошенничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями и покушение на мошенничество.
Суд первой инстанции признал законным решение о выдаче Платонова правоохранительным органам Республики Беларусь.
В кассационной жалобе Платонов просит отменить определение, мотивируя тем, что белорусская сторона представила в Генеральную прокуратуру России фальсифицированные документы и уголовное дело в отношении него носит заказной характер. Поскольку он принимал участие в деятельности оппозиции, власти Беларуси преследуют его по политическим мотивам. В подтверждение того, что в Беларуси нарушаются права человека, его защитник просил допустить к участию в деле в качестве специалиста члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Г., однако суд в удовлетворении этого ходатайства необоснованно отказал.
Проверив материал и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что определение является законным и обоснованным.
Согласно ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствие с международным договором Российской Федерации или на основании принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
Как следует из представленных суду Генеральной прокуратурой РФ материалов о выдаче Платонова (Вайнера) правоохранительным органам Республики Беларусь, и об этом правильно указано в определении суда, запрос Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о выдаче Платонова полностью соответствует требованиям ст. 1 и ст. 12 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года, а также ст. 58 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
При этом Генеральной прокуратурой Республики Беларусь представлены гарантии того, что Платонов не будет без согласия Российской Федерации выдан третьему государству, выслан либо передан, а также привлечен к уголовной ответственности, подвергнут наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое он не был выдан.
Правоохранительными органами Республики Беларусь Платонов привлекается к уголовной ответственности за деяние, совершенное на территории Республики Беларусь, которое в соответствие с уголовным законодательством Российской Федерации также является преступлением и соответствуют ст.ст. 159 ч. 4, 159 ч. 3, 160 ч. 4, 30 ч. 3 и 159 ч. 3 УК РФ, санкцией которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанных преступлений, как правильно указал суд в определении, по законодательству Республики Беларусь и Российской Федерации не истекли.
Доводы кассационной жалобы Платонова о том, что Генеральной прокуратурой Республики Беларусь представлены фальсифицированные документы, на основании которых Генеральная прокуратура РФ приняла необоснованное решение о его выдаче, являются несостоятельными.
Как видно из материала, 10 декабря 2010 года в отношении Платонова вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 209 ч. 4, 210 ч. 4, 14 ч. 1 и 209 ч. 4, 211 ч. 3, 427 ч. 2 УК РБ. Отсутствие в данном постановлении ст. 237 ч. 2 УК РФ, на что в ходе судебного разбирательства ссылался адвокат Васильев в дополнении к жалобе Платонова, не свидетельствует о том, что вышеуказанное постановление сфальсифицировано правоохранительными органами Республики Беларусь. Поскольку ст. 210 ч. 4 УК РБ соответствует ст. 160 ч. 4 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на длительный срок, наличие ее в обвинении уже является достаточным основанием для принятия решения о выдаче Платонова, являющегося гражданином Республики Беларусь, этому государству в порядке оказания правой помощи. К тому же, изменение обвинения в ходе предварительного расследования уголовного дела уголовно-процессуальным законом не запрещено.
Несостоятельными являются также доводы кассационной жалобы Платонова о том, что он преследуется властями Республики Беларусь по политическим мотивам.
Аналогичные утверждения Платонова тщательно проверены судом и своего подтверждения не нашли. Суд в определении правильно отметил, что на начальном этапе прокурорской экстрадиционной проверки Платонов в своем объяснении от 5 декабря 2010 года заявил, что он по политическим мотивам, по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе в Республике Беларусь не преследовался.
В жалобе от 5 апреля 2011 года на решение Генеральной прокуратуры РФ Платонов также не указывал, что в Республике Беларусь его преследуют по политическим мотивам (1 л.д. 2). О том, что он помогал оппозиции, Платонов стал утверждать только в судебном заседании, но и при этом он пояснял, что занимался "мягкой политической деятельностью на посту директора предприятия".
Между тем, как следует из постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинение, предъявляемое Платонову, политически не мотивировано, он обвиняется в хищении, совершенном с использованием своего служебного положения.
Кроме того, в 2004 году Платонов после следственных действий, проведенных с его участием по уголовному делу, возбужденному по ст. 210 ч. 4 УК РБ, выехал из Республики Беларуси в Израиль, где сменил свою фамилию на Вайнер. С марта 2008 года он стал проживать на территории Российской Федерации без регистрации, с заявлением о предоставлении статуса беженца на территории России обратился уже в ходе экстрадиционной проверки спустя 6 месяцев после ареста, что в совокупности правильно расценено судом, как стремление Платонова избежать уголовной ответственности.
При этом, как пояснил сам Платонов, никаких пыток к нему в период следствия не применялось.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что препятствий для выдачи Платонова правоохранительным органам Республики Беларусь не имеется и правильно оставил его жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона при рассмотрении жалобы Платонова не допущено.
Решение об отказе в допуске к участию в судебном заседании Г., которого в суде не было, и полномочия которого защитой представлены не были, является правильным. При этом судебная коллегия учитывает, что суд неоднократно по просьбе защитника откладывал рассмотрение жалобы Платонова до завершения процедуры рассмотрения его заявления о предоставлении статуса беженца. Однако защита, имея для этого достаточно времени, не заявляла ходатайство о допросе Г.
Решением УФМС по Московской области от 7 июля 2011 года Платонову в признании его беженцем было отказано и данное решение ФМС России 23 сентября 2011 года признано правомерным.
Обращение Платонова в УФМС России по г. Москве о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, копию которого защита предъявила в настоящем судебном заседании, поданное уже после состоявшегося судебного решения, не является препятствием для выдачи Платонова Республике Беларусь.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
определение Московского областного суда от 27 сентября 2011 года в отношении Платонова (Вайнера) Ю.А. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Иванов Г.П. |
Судьи: |
Шамов А.В. |
|
Каменев Н.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 декабря 2011 г. N 4-О11-138
Текст определения официально опубликован не был