Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2011 г. N 53-Г11-48
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и Л.А. Калининой,
при секретаре Д.М. Голубевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Осколкова М.А. о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 2 от 28 октября 2011 года N 7/17 "Об отказе Осколкову М.А. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 2" по кассационной жалобе Осколкова М.А. на решение Красноярского краевого суда от 3 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей заявителя по доверенностям В.К. Петровой и А.А. Глискова, поддержавших доводы кассационной жалобы и заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 30 августа 2011 года на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.
Решением окружной избирательной комиссии от 28 октября 2011 года N 7/17 Осколкову М.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 2 в связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Не согласившись с указанным решением избирательной комиссии, Осколков М.А. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением об отмене указанного решения комиссии, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято избирательной комиссией с нарушением процедуры принятия.
Так, он указал, что не был извещен избирательной комиссией о месте, дате и времени проведения проверки подписных листов, избирательная комиссия не передала ему копию итогового протокола проверки подписей и иные документы не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором решался вопрос о его регистрации в качестве кандидата в депутаты, и он был лишен возможности представить свои возражения и пояснения. Кроме того, подсчет подписей избирательная комиссия произвела неверно.
В судебном заседании Осколков М.А. поддержал заявленные суду требования.
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Кировскому одномандатному округу N 2 просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Красноярского краевого суда от 3 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных Осколковым М.А. требований отказано.
В кассационной жалобе Осколков М.А. просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
На основании п.п. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, у избирательной комиссии имелись основания для отказа Осколкову М.А. в регистрации кандидата в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва.
Судом установлено, что 19 октября 2011 года Осколков М.А. представил в окружную избирательную комиссию в установленные законами сроки документы для регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 2.
Процедура проведения выборки из предоставленных им 10 папок с подписными листами была проведена избирательной комиссией в момент сдачи документов в присутствии Осколкова М.А., который путем случайной выборки, собственноручно выбрал 2 папки (N 6, N 10) с подписными листами.
Проверка подписных листов была назначена на 12 часов 30 минут 25 октября 2011 года, о чем 24 октября 2011 года ОИК уведомила Осколкова М.А. срочной телеграммой по указанному им в избирательных документах адресу, кроме этого комиссия пыталась уведомить его по контактному телефону, но на звонки Осколков М.А. не отвечал.
По телефону о времени и дате проведения проверки подписных листов было уведомлено доверенное лицо Осколкова М.А. - член окружной комиссии с правом совещательного голоса Крастелев Р.Е, который пообещал присутствовать при проверке подписных листов и передать информацию Осколкову М.А.
До проведения проверки комиссией, отобранные папки с подписными листами были исследованы специалистом (экспертом) и специалистом УФМС, которые по результатам исследования дали соответствующие заключения по достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписях.
В назначенное время 25 октября 2011 года рабочей группой, образованной решением окружной избирательной комиссии, была проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, а также их подписей, предоставленных в избирательную комиссию Осколковым М.А.
В соответствии с протоколом и ведомостью об итогах проверки подписных листов кандидата в депутаты Осколкова М.А., отобранных для проверки, общее число выявленных недостоверных и недействительных подписей избирателей составляет 167 или 40% от числа проверенных.
Было проверено 416 подписей, из представленных 2084 подписей избирателей. По полученным сведениям из УФМС России по Кировскому району из 416 проверенных данных об избирателях - 57 подписей являются недействительными в соответствии с п.п. а, б п. 11 ст. 26 Уставного закона, что составило 13,7%. По заключению специалиста эксперта 8 подписей - недостоверные, 134 - недействительные, что составило - 34%.
Кроме того, в папке N 6 лист 51 все подписи признаны недействительными п.п. ж п. 11 ст. 26 Уставного закона - отсутствует дата рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей (п. 7 ст. 25 Уставного закона).
В папке N 10 лист 11 также все подписи признаны недействительными п.п. ж п. 11 ст. 26 Уставного закона - год рождения лица, осуществляющего сбор подписей, был указан как 1998 год.
Копии ведомости, итогового протокола, заключения эксперта, таблицы сведений специалиста УФМС, уведомление о времени и дате заседании окружной избирательной комиссии, на которой будет рассматриваться вопрос о регистрации Осколкова М.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва, окружная избирательная комиссия 25 октября 2011 г., согласно почтовому уведомлению, направила Осколкову М.А. ценным письмом по почте.
ОИК 28 октября 2011 года приняла решение N 7/17 об отказе Осколкову М.А. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу N 2 в связи с выявлением в 416 подписях избирателей, отобранных для проверки, 167 недействительных и недостоверных подписей, что составляет 40% от числа проверенных.
Суд, проверяя доводы заявителя, обоснованно пришел к выводу о том, что указанные подписи правомерно признаны недействительными и недостоверными, у избирательной комиссии имелись все основания для отказа Осколкову М.А. в регистрации кандидатом в депутаты на основании п. 24 ст. 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом и на иное толкование норм избирательного права, поэтому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Осколкова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.А. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2011 г. N 53-Г11-48
Текст определения официально опубликован не был