Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ
от 11 ноября 2011 г. N 56-Г11-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Алешиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Светличного О.В. на решение Приморского краевого суда от 26 октября 20011 года, которым отказано в удовлетворении заявления Светличного О.В. об отмене решения избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011 года N 147/18 "О жалобе Радченко М.Я. на решение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Светличного О.В. Осиюка А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением избирательной комиссии Красноармейского муниципального района от 26 августа 2011 года на 13 ноября 2011 года назначены досрочные выборы депутатов Думы Красноармейского муниципального района.
Решением избирательной комиссии Красноармейского муниципального района от 8 октября 2011 года N 76 отказано в регистрации Радченко М.Я. кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по многомандатному избирательному округу N 1 в связи с непредставлением в избирательную комиссию удостоверенной копии документа о государственной регистрации выдвинувшего кандидата избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Решением избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011 года N 147/18 названное решение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района отменено, Радченко М.Я., выдвинутый местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" Красноармейского муниципального района, зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по многомандатному округу N 1.
Решение избирательной комиссии Приморского края мотивировано тем, что Радченко М.Я. выдвинут кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района местным отделением политической партии "Единая Россия", которое не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации; выдвинутый им кандидат должен представить в муниципальную избирательную комиссию решение о создании местного отделения политической партии "Единая Россия", необходимость представления нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения отсутствует.
Кандидат в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по многомандатному округу N 1 Светличный О.В. обратился в Приморский краевой суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011 года N 147/18, указав, что Радченко М.Я. в нарушение пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не представил в избирательную комиссию Красноармейского муниципального района все необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации документы, в частности, не представил нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, что в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Решением Приморского краевого суда от 26 октября 20011 года в удовлетворении заявления Светличного О.В. отказано.
В кассационной жалобе Светличного О.В. ставится вопрос об отмене указанного решения ввиду неправильного истолкования судом материального закона и принятии нового решения об удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно пункту 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа (подпункт "а").
Пунктом 2 части 8 статьи 41 Избирательного кодекса Приморского края также предусмотрена обязанность кандидата, выдвинутого избирательным объединением, представить в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Указанный документ может быть заверен в порядке, установленным уставом избирательного объединения.
Согласно пункту 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Пунктами 14.1, 14.2.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" предусмотрено, что структурными подразделениями партии являются местные отделения, создаваемые в соответствии с решением регионального политического совета Партии.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом специального порядка их регистрации.
Регистрация иных структурных подразделений политической партии федеральным законодательством не предусмотрена.
Судом установлено, что решением политического совета Приморского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 25 марта 2002 года созданы местные отделения в муниципальных образованиях Приморского края.
Это решение политического совета представлено Радченко М.Я. в избирательную комиссию Красноармейского муниципального района наряду с документами, предусмотренными пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, и документами, подтверждающими его выдвижение местным отделением политической партии "Единая Россия" Красноармейского муниципального района (протокол внеочередной конференции от 22 сентября 2011 года о выдвижении кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района, решение президиума регионального политического совета Приморского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 19 сентября 2011 года о согласовании его кандидатуры).
Поскольку Радченко М.Я. был выдвинут кандидатом в депутаты местным отделением политической партии, являющимся структурным подразделением партии "Единая Россия", не подлежащим государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", следует согласиться с выводом суда о том, что Радченко М.Я. не должен был представлять в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения при наличии решения о создании местного отделения политической партии.
Правильным, по мнению Судебной коллегии, является и вывод суда о том, что местное отделение политической партии "Единая Россия" является избирательным объединением и вправе выдвигать кандидатов самостоятельно.
Право местного отделения политической партии "Единая Россия" Красноармейского муниципального района на выдвижение кандидатов на выборах в депутаты представительных органов муниципального образования подтверждается положениями пункта 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", пунктов 14.1, 14.6.5.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Суд правильно указал в решении, что наличие предусмотренной Уставом процедуры согласования местным отделением партии кандидатур кандидатов в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления с региональным отделением партии не свидетельствует о том, что избирательным объединением, выдвигающим кандидата, является региональное отделение партии, а не ее местное отделение.
Отсутствие в поступившем в избирательную комиссию Красноармейского муниципального района из Управления юстиции по Приморскому краю списке общественных объединений, имеющих право участвовать в досрочных выборах депутатов Думы Красноармейского муниципального района, назначенных на 13 ноября 2011 года, местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" обусловлено тем, что в данном списке указаны лишь избирательные объединения, подлежащие государственной регистрации, и не свидетельствует об отсутствии у местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" предусмотренного законом права на участие в выборах и выдвижение кандидатов.
При таких данных у избирательной комиссии Приморского края имелись основания для отмены решения избирательной комиссии Красноармейского муниципального района об отказе в регистрации Радченко М.Я. кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района. Соответствующий вывод суда основан на законе, анализ которого приведен в решении, и не опровергается доводами кассационной жалобы Светличного О.В.
Не находя оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 26 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Светличного О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Хаменков В.Б. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2011 г. N 56-Г11-27
Текст определения официально опубликован не был