Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Воеводы Ю.Е.,
членов Комиссии:
начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Шаяхметовой В.И.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Кашиной М.Н.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Воробьевой Ю.В.,
при участии представителя Администрации г. Мирного Ножкина А.Н., представители ООО "Промышленная строительная компания" о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены, на заседание Комиссии не явились,
рассмотрев жалобу ООО "Промышленная строительная компания" (далее - Заявитель) на действия Муниципального учреждения "Управление архитектуры, строительства и ЖКХ администрации г. Мирного" (далее - Заказчик), Администрации г. Мирного (далее - Уполномоченный орган), аукционной комиссии Уполномоченного органа (далее - Аукционная комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции зданий жилищного фонда г. Мирный (далее - Аукцион) с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 2 359 063 170 рублей и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии.
21.12.2010 Заказчиком, Уполномоченным органом объявлен Аукцион. Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе истекает 11.01.2011 в 8.40 утра. Таким образом, будущим участникам аукциона на подготовку заявок отводится время в течение всего 9 рабочих дней, а остальные дни выходные или праздничные. Первоначально в документации об аукционе было установлено требование об обеспечении заявки на участие в Аукционе - 3%. 27.12.2011 Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в документацию об аукционе, где обеспечение заявки на участие в Аукционе составляет 5%. За оставшиеся дни старого года 28, 29, 30, 31 декабря сделать доплату к первоначальному обеспечению заявки на участие в Аукционе невозможно, поскольку банки в эти дни фактически прекратили финансовые операции.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. В соответствии с частью 9 статьи 34 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В течение одного дня со дня принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения такие изменения направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена документация об аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте изменений, внесенных в документацию об аукционе, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Таким образом, внесение Заказчиком, Уполномоченным органом изменений в документацию об Аукционе 27.12.2010 соответствует требованиям части 9 статьи 34 Закона о размещении заказов.
2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи заказчик не вправе.
Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование к участникам размещения заказа о наличии: свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к следующим работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства: монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, устройство оклеечной изоляции, работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования, опалубочные работы, арматурные работы, устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций; свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к следующим видам работ по подготовке проектной документации: работы по подготовке конструктивных решений и работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений; свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к следующим видам работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений.
Вместе с тем, в данном перечне не содержатся работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) (приказ Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства").
Предметом аукциона является реконструкция зданий - устройство вентилируемых фасадов многоквартирных домов.
Согласно пункту 6 раздела 1 тома 3 документации об Аукционе перед началом производства работ по устройству фасадов и монтажу витражных остеклений балконов, необходимо выполнить натурную геодезическую сводку на предмет установления отклонений от проектных размеров и вертикальности. По результатам геодезической съемки, необходимо произвести корректировку проектной документации. После завершения каждого этапа монтажа (монтаж кронштейнов, направляющих, конструкций витражей) подрядчику необходимо произвести геодезическую съемку для проверки на предмет соответствия фактических данных проектной документации.
Как пояснил представитель Уполномоченного органа на стадии проектирования реконструкции фасадов жилого фонда инженерно-геодезические изыскания не проводились, так как данный вид работ должен производиться непосредственно при производстве самих строительно-монтажных работ (пункт 11 задания на проектирование ПСД). На основании актов внешнего осмотра жилых многоквартирных домов 2009 года и составленных на их основании дефектных ведомостей проектной организацией в проектную документацию внесено требование по дополнительному обследованию конструкций балконов.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Аналогичный подход и с выполнением работ по инженерным изысканиям и по организации подготовки проектной документации.
Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, пунктом 7 раздела I. "Виды работ по инженерным изысканиям", предусмотрены работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требования о наличии у участников размещения заказа указанных выше свидетельств о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно положениям документации об Аукционе предметом государственного контракта является выполнение работ по реконструкции зданий жилищного фонда всего г. Мирный.
На заседание Комиссии не представлено объективных доказательств, свидетельствующих о том, что объединение в один лот работ по реконструкции зданий, расположенных на различных улицах г. Мирный не влечет за собой ограничения количества участников размещения заказа.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 17.01.2011 N А-46 на участие в Аукционе было подано 2 заявки на участие в Аукционе. По результатам рассмотрения заявок была допущена 1 заявка на участие в Аукционе и Аукцион признан несостоявшимся.
Таким образом, объединение в один лот работ по реконструкции зданий жилищного фонда, расположенных на различных улицах г. Мирный ограничивает количество участников размещения заказа, что является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Утверждение документации об Аукционе, несоответствующей требованиям Закона о размещении заказов, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Промышленная строительная компания" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 4 статьи 11, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу не выдавать в связи с тем, что Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу выдано предписание от 24.01.2011 по делу N К-118/11.
4. Материалы дела от 24.01.2011 N К-119/11 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать в связи с тем, что по установленному факту административного правонарушения материалы дела от 24.01.2011 N К-118/11 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Ю.Е. Воевода |
члены Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
|
В.И. Шаяхметова |
|
М.Н. Кашина |
|
Ю.В. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 января 2011 г. N К-119/11 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 27 января 2011 г. N 17/2556)
Текст решения официально опубликован не был