Департамент государственного регулирования в экономике и развития конкуренции Минэкономразвития России рассмотрел письмо Минпромторга России о разъяснении отдельных положений законодательства Российской Федерации о размещении заказов и сообщает свое мнение.
1. По вопросу обеспечения контрактов в форме страхования ответственности.
В Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ) отсутствуют указания на условия (форма договора страхования, его существенные условия, порядок определения страхового случая и срок действия договора страхования, объем страхового покрытия, перечень документов, подтверждающих наступление страхового случая и т.п.), которым должно соответствовать страхование ответственности по контрактам. В связи с этим возникают сложности с получением возмещения от страховых организаций, осуществляющих страхование ответственности по государственным и муниципальным контрактам.
Анализ выдаваемых страховых полисов по исполнению контрактов, проведенный Министерством совместно с ФАС России выявил, что выплаты по страховым полисам в случае неисполнения контрактов практически не производятся. Так, по сведениям, полученным от нескольких десятков страховых компаний, по обращениям заказчиков в страховые компании за выплатой страхового возмещения удовлетворяются не более 10 % таких обращений.
В связи с этим страхование ответственности исключено как вид обеспечения из открытого аукциона в электронной форме и может быть исключено по усмотрению заказчика, уполномоченного органа из допустимых видов обеспечения при проведении конкурса или аукциона (Закон 94-ФЗ в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ). В соответствии с изменениями, внесенными в Закон 94-ФЗ, заказчики, уполномоченные органы получают право определять в государственном или муниципальном контракте обязательства, которые должны быть обеспечены.
Внесенные в Закон 94-ФЗ поправки призваны повысить уровень защиты интересов заказчиков от действий недобросовестных поставщиков.
2. По вопросу изменения условий контракта при его заключении.
В соответствии с частью 3 стать 29 (для конкурса) государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении государственного или муниципального контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, оплата такого контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Аналогичные нормы предусмотрены Законом 94-ФЗ в отношении аукционов (часть 3 статьи 38) и запросов котировок (часть 8 статьи 47).
Изменения условий заключенных контрактов допускается в случаях, определенных статьей 9 Закона 94-ФЗ.
3. По вопросу о возможности размещения заказов на НИОКР через торги, запрос котировок в соответствии со статьей 15 Закона 94-ФЗ.
В соответствии с частью III Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в подраздел 73 "Деятельность в области исследований и разработок" включает следующие три основополагающих вида деятельности: 1) фундаментальные исследования, экспериментальная или теоретическая работа, предпринимаемые прежде всего с целью приобретения новых научных знаний относительно принципов, лежащих в основе явлений природы, и поддающихся наблюдению фактов, не имея в виду конкретные виды их применения или использования; 2) прикладные исследования, которые предусматривают также углубленное изучение процессов и объектов, предпринимаемое с целью приобретения новых знаний. Эта работа, однако, прежде всего направлена на достижение конкретных практических целей или выполнение задач; 3) экспериментальные разработки являются систематической работой, основывающейся на существующих знаниях, полученных в результате исследований и/или практического опыта, и направленной на создание и внедрение новых технологий, материалов, продуктов или устройств, а также на существенное улучшение тех, которые уже созданы или внедрены. Исключения: Организация и поддержка на государственном уровне фундаментальных исследований в различных областях естественных и общественных наук классифицированы в соответствующей подгруппе подраздела <75> ("Деятельность в области государственного управления и обороны; деятельность в области обязательного социального страхования"). Организация и поддержка прикладных исследований и экспериментальных разработок, связанных с обороной, классифицированы в подгруппе <7522> ("Оборонная деятельность"). Образование в сочетании с исследовательской работой классифицировано в соответствующей подгруппе подраздела <80> ("Деятельность в области образования"). Исследования конъюнктуры рынка классифицированы в подгруппе <7413> ("Исследование конъюнктуры рынка; деятельность по выявлению общественного мнения").
С учетом изложенного, по мнению Департамента, если выполнение НИОКР, указанных в обращении Минпромторга России, не относится указанным исключениям, то заказы на выполнение таких работ должны учитываться в объеме товаров, работ, услуг, заказы на которые должны размещаться у субъектов малого предпринимательства. Для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства в соответствии со статьей 15 Закона 94-ФЗ по Перечню товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 642 (далее - перечень):
а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень;
б) исходя из общей суммы средств заказчик определяет объем минимальный и максимальный, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства;
в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства (при этом заказчик может выбрать или не выбирать позицию, связанную с выполнением НИОКР).
Более подробные разъяснения о применении норм Закона 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства направлялись совместным письмом Минэкономразвития России и ФАС России N 13497-АП/Д05 от 18.08.2009 и N АЦ/27510 от 17.08.2009.
Заместитель |
А.Т. Катамадзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 октября 2009 г. N Д22-917 "О разъяснении положений законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст письма официально опубликован не был