Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 сентября 2009 г. N Д06-2711
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел направленное обращение по вопросам определения рыночной стоимости восстановительного ремонта (ущерба от ДТП) при ОСАГО и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Обращаем внимание, что согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов за исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении.
1. Относительно вопроса по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации сообщаем, что во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" приказами от 28 января 2009 г. N 14 Министерства транспорта Российской Федерации, от 28 января 2009 г. N 24 Министерства юстиции Российской Федерации и от 28 января 2009 г. N 58 Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждены требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.
Согласно пункту 5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства от 17 июня 2004 г. N 300, Рособрнадзор осуществляет государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные требования.
Таким образом, по мнению Департамента, представляется целесообразным за дополнительной информацией по образовательным программам и аккредитации образовательных учреждений направить соответствующий запрос в Рособрнадзор.
2. По вопросу существования реестра экспертов-техников сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждаются Правительством Российской Федерации или в установленном им порядке.
Согласно приказу Минюста России от 30.06.2003 г. N 155 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра экспертов-техников" формирует и ведет данный реестр управление судебно-экспертных учреждений Минюста России.
3. По вопросу о правомерности осуществления оценщиком деятельности по определению стоимости восстановительного ремонта автотранспортных средств в рамках ОСАГО сообщаем.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В тоже время, в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона N 40-ФЗ независимая техническая экспертиза транспортного средства проводится в целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта.
Одновременно сообщаем, что нормативное правовое регулирование независимой технической экспертизы, проводимой в рамках страхования транспортных средств, не входит в компетенцию Минэкономразвития России.
Кроме того, согласно статье 5 Закона N 135-ФЗ к объектам оценки относятся:
отдельные материальные объекты (вещи);
совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
права требования, обязательства (долги);
работы, услуги, информация;
иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Следует отметить, что определение размера ущерба не предусмотрено указанной статьей. Таким образом, деятельность по определению размера ущерба, хотя и может осуществляться оценщиками, не регулируется законодательством в области оценочной деятельности. Также отмечаем, что механизмы имущественной ответственности оценщиков в части возмещения ущерба, причиненного результатами своей деятельности, не распространяются на деятельность, не регулируемую законодательством в области оценочной деятельности.
Директор Департамента |
И.В. Осколков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 сентября 2009 г. N Д06-2711
Текст письма официально опубликован не был