Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 декабря 2009 г. N Д06-3582
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) совместно с Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу определения выкупной цены земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии на них зданий, строений и сооружений и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент корпоративного управления вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). При этом сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Одновременно частью 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Одновременно пунктом 1.2 статьи 36 ЗК РФ установлено, что такая цена не может превышать кадастровую стоимость этих земельных участков. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Учитывая нормы части 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, по мнению Департамента корпоративного управления, выкупная цена земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования у юридических лиц, без расположенных на них зданий, строений и сооружений, должна определяться по правилам, установленным пунктами 1.1 и 1.2 статьи 36 ЗК РФ.
По вопросу применения льготного порядка определения выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, установленного статьей 2 Закона N 137-ФЗ, отмечаем, что определяющим критерием применения льготного порядка определения выкупной цены таких земельных участков является наличие на данных земельных участках зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности лицам, выкупаемым указанные земельные участки, а также факт отчуждения этих зданий, строений, сооружений ранее из государственной или муниципальной собственности.
Заместитель директора |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 декабря 2009 г. N Д06-3582
Текст письма официально опубликован не был