См. ответ, приведенный в письме Банка России от 23 мая 2012 г. N 14-27/338
В связи с поступающими в наш адрес многочисленными вопросами, возникающими в деятельности кредитных организаций - членов АРБ при применении Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) и Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), Ассоциация российских банков подготовила Обобщение N 1 практики применения кредитными организациями Закона N 161-ФЗ и Закона N 103-ФЗ (далее - Обобщение N 1) (прилагается).
Учитывая чрезвычайную актуальность поставленных в Обобщении N 1 вопросов, просим Вас высказать по ним официальную позицию Банка России.
Приложение: на 6 л.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Обобщение N 1 практики применения кредитными организациям Федерального закона "О национальной платежной системе" и Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
В соответствии с частью 5 статьи 14 Закона N 161-ФЗ по специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента) могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
3) списание денежных средств на банковские счета.
При этом осуществление иных операций по специальному банковскому счету не допускается.
Аналогичная норма предусмотрена частью 16 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, в соответствии с которой по специальному банковскому счета платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
При этом осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Согласно указанному выше правовому режиму счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента) разрешены расходные операции по "списанию денежных средств на банковские счета". Таким образом, перечень банковских счетов, на которые могут быть перечислены средства со специальных счетов платежного агента и банковского платежного агента указанными федеральными законами не ограничен.
Вместе с тем, из пункта 2 "Рекомендаций по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и статьи 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" по обслуживанию платежных агентов, банковских платежных агентов", направленных Банком России Письмом от 7 апреля 2011 года N 47-Т кредитным организациям, обслуживающим клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, следует, что перечисление средств со специальных счетов допускается только на банковские счета поставщиков.
По мнению Ассоциации российских банков, при толковании указанных выше правил следует исходить из их буквального смысла. То есть расходные операции со специальных счетов банковских платежных агентов и платежных агентов допускаются на любые банковские счета любых лиц.
В этой связи в практической деятельности кредитных организаций возникают следующие вопросы.
1. Допускается ли списание со специальных счетов комиссии за совершение кредитной организацией расчетных операций по специальным счетам платежных агентов и банковских платежных агентов с оформлением следующих бухгалтерских записей:
Дт 40821 платежного агента / субагента (в т.ч. банковского)/ поставщика
Кт 70601 доходы банка?
2. Вправе ли платежный субагент перевести денежные средства непосредственно на счет поставщика, минуя специальный счет оператора по приему платежей?
3. На счет поставщика или на специальный банковский счет платежного агента или банковского платежного агента N 40821 поступила денежная сумма на основании распоряжения физического лица без открытия банковского счета (перевод без открытия счет). Из части 5 статьи 14 Закона N 161-ФЗ и части 16 статьи 4 Закона N 103-ФЗ следует, что операции по зачислению денежных средств ограничиваются зачислением наличных денежных средств, принятых платежными агентами, банковскими платежными агентами и безналичными переводами с других специальных банковских счетов.
Как следует поступить кредитной организации, если на специальный счет платежного агента (субагента) или банковского платежного агента поступила денежная сумма в безналичном порядке, переведенная физическим лицом без открытия счета? Необходимо ли в данном случае отказать в зачислении поступившей суммы? Но в этом случае не ясно, как оприходовать и куда направить эти денежные средства, поскольку вернуть эту сумму инициатору платежа не представляется возможным, учитывая, что им совершен перевод без открытия счета.
Если кредитная организация зачислит поступившую денежную сумму, то будет нарушен правовой режим специального счета N 40821. В указанном случае кредитная организация не может расторгнуть договор специального банковского счета, учитывая, что его владелец не виновен в неправильном перечислении денежных средств.
Очевидно, что такие платежи могут поступать неоднократно. Просим Вас высказать рекомендации о том, как следует поступать кредитной организации в указанном случае.
4. Вправе ли кредитная организация использовать внутрибанковский счет N 40911 для аккумулирования средств, переданных физическими лицами в качестве денежного покрытия по переводам без открытия банковских счетов и по переводам со своих банковских счетов, если общий срок перевода денежных средств, установленный частью 5 статьи 5 Закона N 161-ФЗ, не нарушается?
5. По какому символу прихода кассового плана (кроме символа 100 "Поступления от платежных агентов") должны быть отражены поступления средств от платежного агента в кассу кредитной организации:
По символу 32 на сумму средств, принятых от физических лиц и подлежащих дальнейшему перечислению на счета платежного агента (в т.ч. банковского) от субагента/поставщика.
По символу 11 на сумму средств, принятых от физических лиц и являющихся оплатой за услуги платежного агента/субагента (в т.ч. банковского) или только по символу 32 на всю сумму средств, принятых платежным агентом/субагентом (в т.ч. банковским) от физических лиц?
6. В соответствии с пунктом 1 части 3 и пунктом 1 части 4 статьи 14 Закона N 161-ФЗ, статьей 971 и абзацем третьим пункта 1 статьи 1005 ГК РФ банковского платежного агента следует считать агентом, действующим по модели договора поручения. В соответствии со статьей 1005 ГК РФ права и обязанности по сделке, заключенной банковским платежным агентом, возникают непосредственно у кредитной организации. Таким образом, обязательства по каждой сделке, заключенной банковским платежным агентом, являются обязательствами кредитной организации и в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" должны отражаться по балансу кредитной организации.
В связи с изложенным возникают следующие вопросы:
а) с какой периодичностью должны отражаться по балансу кредитной организации ее обязательства, возникшие через платежных агентов? Должна ли кредитная организация отражать в бухгалтерском учете операции, совершаемые через банковских платежных агентов, так же как собственные операции? Каков порядок бухгалтерского учета таких операций?
Указанный вопрос обусловлен тем, что кредитная организация может осуществлять операции по переводу денежных средств без открытия банковского счета как с участием банковского платежного агента, так и без его участия. Совершая указанные операции без привлечения банковских платежных агентов, кредитная организация отражает эти операции в разрезе каждого терминала (банкомата) или точки обслуживания в отдельности. Это позволяет оценить полноту и правильность учета операций при проведении проверок. При совершении операций через банковских платежных агентов (субагентов) все права и обязанности также должны принадлежать кредитной организации - принципалу. Поэтому обоснован вывод, что в обоих случаях операции должны проводиться от имени и за счет кредитной организации.
б) возможно ли совершение операции банковским платежным агентом (выдача извещения о совершении сделки плательщику - физическому лицу) до акцепта кредитной организации данной сделки (выдачи подтверждения о данной сделке кредитной организацией своему банковскому платежному агенту)?
в) в связи с возникшими обязательствами кредитной организации перед поставщиками по сделкам, заключенным через банковского платежного агента, у кредитной организации возникают требования к агенту по погашению этих обязательств. Следует ли учитывать данный актив при расчете активов, взвешенных с учетом риска при расчете норматива достаточности капитала?
г) в случае ненадлежащего перевода средств (задержка перевода, отказ получателя и т.п.) у кредитной организации возникают обязательства перед физическими лицами в сумме денежных средств, внесенных ими через банковских платежных агентов. Каким образом должны учитываться эти обязательства: на балансе кредитной организации или на балансе банковского платежного агента?
д) следует ли кредитной организации учитывать денежные средства, полученные от физических лиц, при расчете обязательных нормативов (Н2, Н15)?
е) на каких балансовых счетах следует учитывать требования и обязательства кредитных организаций, возникающих через платежных агентов? Будут ли указанные счета установлены дополнительно?
ж) будут ли производиться проверки деятельности кредитных организаций в связи с использованием банковских платежных агентов? В случае положительного ответа, возникает вопрос, следует ли выделять операции банковских платежных агентов в аналитическом учете кредитных организаций?
з) каким образом следует учитывать доходы, образующиеся за счет комиссии с физических лиц: на балансе кредитной организации или на балансе банковского платежного агента?
и) следует ли учитывать доходы кредитной организации, получаемые за счет расчетных операций, совершаемых через банковских платежных агентов, при расчете экономических нормативов, например, при расчете прибыли кредитной организации, при расчете операционного риска и т.п.?
7. В соответствии с трехсторонним договором, заключенным между оператором по переводу денежных средств, расчетным банком и операционным центром, оператор по приему платежей осуществляет прием денежных средств от плательщиков через кассу, терминал самообслуживания и Интернет-банк следующим образом.
Денежные средства, поступившие оператору перевода средств через систему Интернет-банк или внесенные плательщиками наличными через кассу или терминалы самообслуживания, оператор по приему платежей аккумулирует на транзитном счете N 40911. Собранные денежные средства отражаются на счете N 47422, затем переводятся на корреспондентский счет расчетного банка, который, в свою очередь, осуществляет расчеты с поставщиками услуг. В соответствии с условиями договора расчетный банк имеет право проверять порядок исполнения оператором перевода денежных средств обязательств по договору, давать указание о прекращении переводов, изменять в одностороннем порядке условия и порядок осуществления переводов в пользу поставщиков услуг.
Операционный центр осуществляет функции по информационно-технологическому обслуживанию между оператором по переводу денежных средств и расчетным банком.
В этой связи возникают следующие вопросы:
а) возможно ли заключение подобного рода договоров с учетом требований Закона N 161-ФЗ?
б) расчетные услуги оператора по переводу денежных средств оплачивает расчетный банк в зависимости от суммы принятых переводов за отчетный месяц на основании соответствующего акта.
Может ли оператор по приему платежей взимать с плательщиков дополнительную комиссию от суммы каждого перевода в отдельности? При этом взимаемая дополнительная комиссия удерживается в полном объеме оператором по переводу денежных средств из рабочего остатка.
в) в случае отрицательного ответа на вопрос, содержащийся в пункте "б" настоящего письма, просим уточнить, может ли дополнительная комиссия перечисляться в полном объеме расчетному банку? В этом случае выплата вознаграждения оператору по переводу средств будет осуществляться путем обратного перечисления на счет оператора по переводу денежных средств после представления им соответствующего акта.
8. Возможно ли осуществление переводов денежных средств со счета клиента в следующем случае?
Клиент желает оплатить услуги связи со своего счета через систему Интернет-Банк в пользу оператора сотовой связи. У банка нет заключенного договора с данным оператором связи. Как правильно отразить эту операцию в бухгалтерском учете:
Вариант 1
б) Дт 40911 (транзитный счет)
Кт 70601 (счет доходов банка)
На сумму комиссии банка за осуществление перевода
Вариант 2
9. В статье 14 Закона N 161-ФЗ содержится внутреннее противоречие, которое требует разъяснения Банка России.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона N 161-ФЗ банковский платежный агент может привлекаться к деятельности по приему платежей физических лиц, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. Таким образом, использование терминалов и банкоматов не является обязательным для банковского платежного агента.
В части 3 статьи 14 Закона N 161-ФЗ перечислены обязательные требования к деятельности банковского платежного агента, которые должны выполняться одновременно. К числу указанных требований в соответствии пунктом 6 части 3 статьи 14 Закона N 161-ФЗ относится применение банковским платежным агентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Отсюда следует, что использование платежных терминалов и банкоматов является обязательным условием деятельности банковского платежного агента.
10. В соответствии с пунктом 39 статьи 15 Закона N 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств, за исключением Банка России, у которого открыты банковские счета не менее трех других операторов по переводу денежных средств и между этими счетами осуществляются переводы денежных средств в течение трех месяцев подряд в размере, превышающем значение, установленное Банком России, обязан обеспечить в соответствии с указанной статьей направление в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы в течение 30 дней после дня начала соответствия указанному требованию. По истечении четырех месяцев после дня начала соответствия указанному требованию осуществление перевода денежных средств между банковскими счетами операторов по переводу денежных средств, открытыми у такого оператора по переводу денежных средств, допускается только в рамках платежной системы. При этом указанные требования не распространяются на операторов по переводу денежных средств, являющихся расчетными центрами платежных систем, операторы платежных систем которых зарегистрированы Банком России, в части переводов денежных средств, осуществляемых в рамках указанных платежных систем.
В связи с этим просим разъяснить:
- является ли банк-нерезидент, открывший корреспондентский счет в рублях для проведения безналичных расчетов, оператором по переводу денежных средств?
- является ли банк-резидент, который осуществляет переводы денежных средств по поручению банков-корреспондентов, не являющихся резидентами РФ, оператором платежной системы, что, соответственно, ведет к необходимости направления заявления в Банк России о регистрации банка в качестве оператора платежной системы?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 13 декабря 2011 г. N А-02/5-959 "О порядке применения Федерального закона "О национальной платежной системе" и Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
Текст письма официально опубликован не был