Департамент общего образования Минобрнауки России сообщает, что в рамках ежегодных международных Лихачевских научных чтений, учрежденных Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 587 "Об увековечении памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева", Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов проводит VI конкурс творческих работ старшеклассников "Идеи Д.С. Лихачева и современность" (далее - конкурс).
Данный конкурс имеет статус междисциплинарной олимпиады школьников по комплексу предметов "Гуманитарные и социальные науки" и включен Минобрнауки России в Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.
Информация о конкурсе размещена на сайте СПбГУП "Площадь Д.С. Лихачева" (http://www.Lihachev.ru).
Телефон для справки: (812) 268-7728.
Директор Департамента |
Е.Л. Низиенко |
Положение
о междисциплинарной олимпиаде школьников в рамках конкурса творческих работ старшеклассников "Идеи Д.С. Лихачева и современность" в 2011/2012 учебном году
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о междисциплинарной олимпиаде школьников в рамках конкурса творческих работ старшеклассников "Идеи Д.С. Лихачева и современность" в области гуманитарных и социальных наук (далее - Положение) определяет порядок организации и проведения Олимпиады (далее - Олимпиада), ее организационное и методическое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде конкурсантов и определения победителей и призеров.
1.2. Основными целями Олимпиады являются:
- выявление одаренной учащейся молодежи, имеющей повышенный уровень общеобразовательной подготовки и ориентированной на получение профессии в области гуманитарных и социальных наук;
- приобщение учащихся к традициям российской научной школы, развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
- повышение интереса учащейся молодежи к жизни, общественной деятельности и творчеству Д.С. Лихачева;
- стимулирование выявленных лиц с повышенным уровнем подготовки к поступлению на обучение в НОУ ВПО "Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов" посредством предоставления им льгот при приеме.
1.3. Задачами Олимпиады являются:
- обеспечение доступности, качества и эффективности образования молодежи на основе современных образовательных технологий;
- поддержка одаренных детей, развитие у них творческого интереса к проблематике гуманитарных и социальных наук;
- предоставление школьникам равных возможностей участия в Олимпиаде независимо от места жительства.
1.4. Олимпиада является составной частью конкурса творческих работ старшеклассников "Идеи Д.С. Лихачева и современность" и согласуется с Положением о Конкурсе. Предметом рассмотрения на Олимпиаде являются творческие работы школьников, представляющие собой сочинение, в котором авторы развивают конкретное положение из научного и общественно-политического наследия академика Д.С. Лихачева.
1.5. Официальным информационным источником Конкурса и Олимпиады является научный сайт НОУ ВПО "Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов" "Площадь Д.С. Лихачева" (www.lihachev.ru). Информация об Олимпиаде распространяется также через официальный сайт НОУ ВПО "Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов" (www.gup.ru), средства массовой информации.
1.6. Олимпиада проходит при поддержке Российской академии образования и Конгресса петербургской интеллигенции.
1.7. Подготовку и проведение Олимпиады осуществляет НОУ ВПО "Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов".
2. Организационно-методическое и информационное обеспечение Олимпиады
2.1. Для организационно-методического обеспечения проведения Олимпиады организаторами утверждается постоянно действующий Оргкомитет, состоящий из представителей учреждений, участвующих в организации и проведении Олимпиады.
2.2. Для методического обеспечения Олимпиады создается постоянно действующая Методическая комиссия, в состав которой входят специалисты в соответствующих областях.
2.3. Для подведения итогов Олимпиады Оргкомитетом по предложению Методической комиссии утверждается состав Жюри, в который входят ведущие специалисты в соответствующих областях науки, педагоги, деятели науки и культуры.
3. Функции Оргкомитета, Методической комиссии и Жюри Олимпиады
3.1. Оргкомитет Олимпиады:
- ежегодно утверждает регламент проведения Олимпиады;
- обеспечивает непосредственное проведение Олимпиады;
- формирует составы Методической комиссии и Жюри Олимпиады;
- рассматривает совместно с Методической комиссией и Жюри Олимпиады апелляции участников Олимпиады и принимает окончательные решения по результатам их рассмотрения;
- утверждает список победителей и призеров Олимпиады;
- награждает победителей и призеров Олимпиады;
- осуществляет иные функции в соответствии с Положением и Регламентом Олимпиады;
- определяет состав дополнительных заданий Олимпиады по отдельным направлениям подготовки.
3.2. Методическая комиссия Олимпиады:
- разрабатывает материалы олимпиадных заданий;
- разрабатывает критерии и методики оценки заданий Олимпиады;
- представляет в Оргкомитет олимпиады предложения по вопросам, связанным с совершенствованием организации проведения Олимпиады;
- рассматривает совместно с Оргкомитетом и Жюри Олимпиады апелляции участников Олимпиады;
- осуществляет иные функции в соответствии с Положением об олимпиаде.
3.3. Жюри Олимпиады:
- проверяет и оценивает результаты выполнения творческих олимпиадных заданий и других видов испытаний участниками Олимпиады;
- определяет кандидатуры победителей и призеров Олимпиады;
- рассматривает совместно с Оргкомитетом Олимпиады и Методической комиссией Олимпиады апелляции участников Олимпиады;
- осуществляет иные функции в соответствии с Положением об олимпиаде.
4. Порядок участия в Олимпиаде
4.1. Олимпиада является открытой, в ней могут участвовать учащиеся общеобразовательных учебных заведений, средних специальных учебных заведений, профессиональных лицеев и колледжей, суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов, центров обучения молодежи (вечерних школ) в возрасте от 15 до 18 лет, независимо от места проживания, добровольно изъявивших желание принять участие в Олимпиаде и зарегистрировавшихся для участия в ней. К участию в Олимпиаде допускаются работы, выполненные только одним автором.
4.2. Участники Олимпиады проходят отборочный (заочный) тур в рамках Положения о Конкурсе творческих работ старшеклассников "Идеи Д.С. Лихачева и современность". Процедура экспертизы творческих работ участников Конкурса не предполагает выделения отдельного потока для участников Олимпиады.
4.3. Участники Конкурса, прошедшие отборочный тур, получают олимпиадное задание.
4.4. На заключительном (очном) этапе Олимпиады участники на общих основаниях проходят процедуру публичной защиты олимпиадного задания. По решению Жюри Олимпиады, после публичной защиты автору может быть предложено выступить с докладом по своей работе на Лихачевском форуме старшеклассников России Международных Лихачевских научных чтений.
4.5. В заключительном этапе Олимпиады могут участвовать победители и призеры предшествующего года в случае, если они продолжают освоение общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования.
4.6. В состав Олимпиады входят следующие секции:
- Литература;
- История.
5. Форма проведения Олимпиады
5.1. Олимпиада предполагает подготовку творческой работы и выполнения олимпиадного задания.
5.2. Участникам заключительного тура Олимпиады необходимо подготовить олимпиадное задание, в котором представлен обзор области знаний по теме исследования. Задание должно продемонстрировать владение основными категориями, законами, понятийным аппаратом, методическими приемами, характерными для выбранной области знаний. Экспертная оценка проводится преимущественно на основании ответов на вопросы членов Жюри. Участие в заключительном туре без участия в отборочном туре Олимпиады не допускается.
6. Критерии оценки работ
6.1. Экспертиза представленной автором творческой работы:
- Глубина раскрытия темы. Наличие знаний в конкретной области гуманитарных и социальных наук.
- Наличие в работе собственных размышлений на тему, собственного мнения и личного отношения к теме, умение изложить собственную позицию.
- Новизна, оригинальность и актуальность работы, значимость рассматриваемых проблем.
- Ясность и последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения.
- Знание работ Д.С. Лихачева и литературы о нем.
- Авторская оценка результатов исследования. Умение сравнивать собственные данные с известными данными из литературы. Творческий подход при анализе результатов исследования.
- Формулировка заключения или выводов, соответствие их цели и задачам исследования.
- Балл предпочтения члена экспертной комиссии.
6.2. Экспертиза сообщений на заключительном туре Олимпиады:
- Представления о структуре знаний в конкретной области гуманитарных и социальных наук.
- Главные проблемы и направления исследований в области.
- Основные научные школы в области, их достижения и позиции.
- Владение специальной терминологией.
- Ответы на вопросы.
7. Подведение итогов
7.1. Уровни награждения победителей Олимпиады:
- Победители Олимпиады награждаются дипломами 1-й степени.
- Призеры Олимпиады награждаются дипломами 2-й и 3-й степени.
7.2. Информация о победителях и призерах Олимпиады размещается на научном сайте НОУ ВПО "Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов" "Площадь Д.С. Лихачева" (www.Lihachev.ru).
7.3. Победители Олимпиады могут пользоваться всеми правами, предусмотренными нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующими права и обязанности победителей олимпиады школьников третьего уровня.
8. Финансовое обеспечение Олимпиады
8.1. Финансовое обеспечение Олимпиады осуществляется за счет средств, выделяемых организаторами и учредителями Олимпиады, ее спонсорами и меценатами.
8.2. Взимание оплаты с участников за участие в Олимпиаде не допускается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 октября 2011 г. N 03-710 "О конкурсе творческих работ "Идеи Д.С. Лихачева и современность"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования России", N 22, ноябрь 2011 г.