Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 декабря 2011 г. N 03-03-06/4/146
Вопрос: В связи с приватизацией в 90-х и 2000-х гг. государственных предприятий и возникновением частной формы собственности инженерные коммуникации не были переданы в установленном законом порядке для обслуживания в ресурсоснабжающие организации. В настоящее время при эксплуатации сетей водоснабжения и канализации, при ликвидации аварийных ситуаций встречаются случаи, когда инженерные сети не входят в зону ответственности нашего предприятия, то есть являются бесхозяйными. Однако, являясь единственным поставщиком холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Казани, МУП по данным инженерным коммуникациям обеспечивает водоснабжение и водоотведение абонентов МУП. В целях уменьшения потерь питьевой воды и стоков, а также для бесперебойной подачи коммунальных услуг предприятие вынуждено ликвидировать аварии на бесхозяйных сетях.
На основании изложенного, прошу дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Правомочно ли наше предприятие включить понесенные при ликвидации аварий на бесхозяйных сетях затраты в статью "Расходы предприятия" и принять данные расходы в целях налогообложения прибыли?
2. Возможно ли данные затраты отразить в статье "Прочие расходы" и учитывать при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для предприятия?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом статьей 252 НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Если инженерные сети не закреплены за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества и являются бесхозными, то расходы, связанные с ремонтом данных сетей, не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Вместе с тем, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 часть 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.