Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2011 г. N 2-Г11-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Анишиной В.И.,
при секретаре Голубевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу N 8 Аксёнова В.В. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Первомайского одномандатного избирательного округа N 8 о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному округу N 8 Канаева А.В. по кассационной жалобе Аксенова В.В. на решение Вологодского областного суда от 8 ноября 2011 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии г. Череповца и избирательной комиссии Вологодской области по доверенности Шляпакова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 31 августа 2011 г. N 427, опубликованным в газете "Красный Север" 3 сентября 2011 г., назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва на 4 декабря 2011 г.
Аксёнов В.В., выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Вологодской области", зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу N 8 постановлением от 18 октября 2011 года N 11/52 территориальной избирательной комиссии г. Череповца, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии Первомайского одномандатного избирательного округа N 8 (далее - ТИК города Череповца).
Выдвинутый избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Канаев А.В. зарегистрирован ТИК города Череповца в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу N 8 постановлением от 21 октября 2011 г. N 12/62.
Зарегистрированный кандидат Аксёнов В.В. обратился в суд с заявлением об отмене указанного постановления, считая, что в процессе выдвижения кандидата Канаева А.В. допущены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, поскольку заявление о согласии баллотироваться на выборах подано кандидатом Канаевым А.В. за пределами срока, установленного статьёй 33 Закона Вологодской области от 9 июня 2003 г. N 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (далее - Закон Вологодской области).
Обжалуемым решением Вологодского областного суда от 8 ноября 2011 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Аксёнов В.В. просит об отмене указанного решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Аксёнов В.В. и Канаев А.В.
В соответствии с положениями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения ТИК города Череповца, указав на отсутствие оснований для отказа в регистрации кандидатом Канаева А.В., которым соблюдён порядок уведомления избирательной комиссии о его выдвижении в качестве кандидата в депутаты, а также порядок и срок предоставления необходимых для регистрации документов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Федеральным законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата (пункт 24 статьи 38).
Таких оснований для отмены постановления ТИК города Череповца о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному округу N 8 Канаева А.В. материалами дела не установлено.
Согласно статье 35 Федерального закона избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона Вологодской области избирательные объединения, имеющие в соответствии с названными выше федеральными законами право участвовать в выборах соответствующего уровня, вправе выдвигать кандидатов, областные списки кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания области.
Положениями статей 33-35 Закона Вологодской области регламентирован порядок выдвижения кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, выдвижения областного списка кандидатов избирательным объединением, а также представления списков кандидатов и иных избирательных документов избирательных объединений в избирательную комиссию области, представления документов кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями в одномандатных избирательных округах, порядок принятия решения избирательной комиссией о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Как следует из анализа частей 4 и 5 статьи 35 Закона Вологодской области, предусматривающих перечень документов, предоставляемых избирательным объединением в избирательную комиссию области не позднее, чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов, заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу предоставляется одновременно только с областным списком кандидатов и такового не требуется для заверения списка кандидатов по одномандатным округам.
Из материалов дела следует, что Канаев А.В. выдвинут в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу N 8 в составе списка кандидатов избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поэтому суд первой инстанции, исследовав представленные документы об утверждении указанного списка решением конференции Вологодского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а также документы, предоставленные избирательным объединением "Вологодское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", перечень которых предусмотрен частью 3 статьи 35 Закона Вологодской области, сделал правильный вывод о соблюдении действующего законодательства как при выдвижении Канаева А.В. в качестве кандидата, так и при его регистрации таковым.
Суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о нарушении Канаевым А.В. установленного законом срока для уведомления избирательной комиссии, сделав верное суждение о том, что кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу в составе списка кандидатов, свое заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также другие необходимые для регистрации документы предоставляет в соответствующую избирательную комиссию после принятия областной избирательной комиссией решения о заверении такого списка, как это предусмотрено частью 11 статьи 35 Закона Вологодской области.
Данный вывод суда согласуется с предписаниями статей 33, 35 Закона Вологодской области, по смыслу которых 30-дневный срок установлен для выдвижения избирательным объединением по одномандатным избирательным округам списка кандидатов и его представления в областную избирательную комиссию, а не для уведомления кандидатом окружной избирательной комиссии о таком выдвижении.
Поскольку суждения суда соответствуют обстоятельствам дела, основанным на доказательствах, проверенных и оценённых судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, судом применён верно, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в кассационном порядке.
Ссылка в кассационной жалобе на различные сроки подачи заявления о согласии баллотироваться для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, и кандидатов, выдвигающихся путём самовыдвижения, что нарушает, по мнению заявителя, принцип равенства прав и обязанностей, не может служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным, которое по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 8 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Аксёнова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Анишина В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2011 г. N 2-Г11-27
Текст определения официально опубликован не был