Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2011 г. N 7-Г11-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.A. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 20 сентября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Ивановской области об оспаривании Порядка предоставления субсидий гражданам - участникам подпрограммы на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 30 марта 2011 года N 82-п.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя правительства Ивановской области Абрамовой А.Н., возражавшей против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Ивановской области от 30 марта 2011 года N 82-п утверждена подпрограмма "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011-2015 годы" и установлено, что ее финансирование осуществляется на счет средств областного бюджета в пределах сумм расходов, утвержденных законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Приложением 1 к подпрограмме является Порядок предоставления субсидий гражданам - участникам подпрограммы на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (далее Порядок).
Пунктом 7 Порядка определены документы, которые гражданин подает в орган местного самоуправления для участия в подпрограмме.
В случае если целью расходования субсидии является погашение части основной суммы долга и уплата процентов по ранее полученному ипотечному жилищному кредиту, привлеченному заявителем в целях оплаты договора участия в долевом строительстве, дополнительно к документам, указанным в подпунктах "а"-"г" пункта 7 Порядка, гражданин представляет также соглашение, заключенное с органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Ивановской области - участника подпрограммы, в котором семья обязуется переоформить приобретенное с помощью субсидии и ипотечного жилищного кредита жилое помещение в собственность гражданина и всех членов его семьи после снятия обременения с жилого помещения (подпункт 4 пункта 7 Порядка).
Абзацами 5 и 6 пункта 29 Порядка предусмотрено, что банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк. В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство его владельцу, а в остальных случаях заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве субсидии.
Согласно пункту 30 Порядка банк представляет ежемесячно, до 10 числа, в орган местного самоуправления информацию по состоянию на 1 число о фактах заключения договоров банковского счета с владельцами свидетельств, об отказе в заключении договоров, об их расторжении без зачисления средств, представляемых в качестве субсидии, и о перечислении средств с банковского счета в счет оплаты приобретаемого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 33 Порядка приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в собственность гражданина (в случае приобретения жилого помещения одиноким гражданином), одного из супругов или обоих супругов. При этом гражданин - участник подпрограммы заключает с органами местного самоуправления соглашение, в котором обязуется переоформить приобретаемое (приобретенное) с помощью субсидии жилое помещение в собственность всех членов семьи, участников подпрограммы, после снятия обременения с жилого помещения.
Абзацем 1 пункта 34 Порядка предусмотрено, что банк в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, указанных в пункте 32 Порядка, осуществляет проверку содержащихся в них сведений.
Исполняющий обязанности прокурора Ивановской области обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия подпункта 4 пункта 7, абзацев 5 и 6 пункта 29, пункта 30, пункта 33, абзаца 1 пункта 34 Порядка.
В обоснование заявления прокурор указал, что предусмотренная подпунктом 4 пункта 7 и пунктом 33 оспариваемого Порядка обязанность (для участия в подпрограмме) заключения соглашения с органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Ивановской области о переоформлении приобретаемого (приобретенного) с помощью субсидии и ипотечного жилищного кредита жилого помещения в собственность гражданина и всех членов его семьи противоречит части 2 статьи 218, статье 1 Гражданского кодекса РФ, поскольку гражданам вменяется в обязанность заключение сделки по распоряжению имуществом, приобретенным частично за счет субсидии, что нарушает принцип свободы договора и установления своих прав и обязанностей на основании договора по своей воле и в своем интересе.
Абзацы 5 и 6 пункта 29, пункт 30, абзац 1 пункта 34 Порядка, предусматривающие условия и порядок возникновения гражданско-правовых отношений, возникающих между банком и клиентом при открытии банковского счета, противоречат частям 1 и 2 статьи 846, части 3 статьи 845 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Положение абзаца 1 пункта 34 возлагает на банк не свойственные кредитной организации функции по проверке сведений, предоставляемых клиентом с целью участия в подпрограмме, а также принятие положительного или отрицательного решения по результатам такой проверки, а положение пункта 30 о направлении банком сведений о состоянии счета клиента в органы местного самоуправления нарушает банковскую тайну.
Решением Ивановского областного суда от 20 сентября 2011 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Ивановской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации, их формирования и реализации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Ивановской области от 23 апреля 2008 года N 77-п утвержден Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Ивановской области, их формирования и реализации, который определяет долгосрочные целевые программы Ивановской области как взаимосвязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы мероприятий, финансируемые за счет средств областного бюджета, направленные на решение комплексных межотраслевых (межведомственных) социально-экономических проблем Ивановской области.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, является социально- экономической проблемой Ивановской области. В целях ее реализации в рамках долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011-2015 годы правительством Ивановской области 30 марта 2011 года принято постановление N 82-п, которым утверждена подпрограмма "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011-2015 годы", финансирование которой осуществляется за счет средств областного бюджета.
Разрешая заявление прокурора, суд проанализировал содержание оспариваемых им норм Порядка предоставления субсидий гражданам - участникам подпрограммы на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или на погашение основанной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, являющегося приложением к подпрограмме, и пришел к правильному выводу о том, что Порядком не регулируются договорные и обязательственные отношения, являющиеся предметом регулирования гражданского законодательства; им регулируются административные и финансовые отношения между участниками и исполнителями подпрограммы, возникающие при ее реализации.
При таких данных суд, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из того, что оспариваемые нормы Порядка не противоречат тем нормам Гражданского кодекса РФ, на которые ссылается прокурор.
Так, суд обоснованно не усмотрел нарушения принципа свободы договора в предусмотренной Порядком обязанности заключить соглашение о переоформлении приобретенного с помощью субсидии и ипотечного жилищного кредита жилого помещения в собственность гражданина и членов его семьи, указав, что участие в подпрограмме носит добровольный характер, лица, имеющие намерение участвовать в ней, до получения субсидии информируются об условиях получения и использования субсидии, что соответствует принципу свободного распоряжения своими гражданскими правами; в подаваемом заявлении о включении в программу они подтверждают, что знакомы с условиями участия в программе и обязуются их выполнять.
Одновременно с изложенным следует учитывать, что речь идет о приобретении гражданами жилых помещений с помощью субсидии, представляемой государством, которое при оказании гражданам финансовой поддержки вправе требовать не только целевого использования денежных средств, но и обеспечения возникновения права собственности на жилое помещение у каждого гражданина, с учетом интересов которого выделялись денежные средства (в соответствии с пунктом 20 Порядка при расчете размера субсидии учитывается количество членов семьи ее получателя).
Применительно к нарушению Порядком части 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ суд правильно указал, что подпункт 4 пункта 7 и пункт 33 Порядка не содержат обязательных требований к виду и содержанию соглашения, что позволяет членам семьи участника подпрограммы заключить любое, не противоречащее закону соглашение о переходе прав на жилое помещение.
Следует согласиться и с выводами суда об отказе в удовлетворении заявления прокурора относительно абзацев 5, 6 пункта 29, пункта 30, абзаца 1 пункта 34 Порядка, касающихся отношений между банком и клиентом в сфере открытия и обслуживания банковского счета.
Проанализировав содержание названных норм, суд установил, что они регулируют отношения между банком, бюджетом и гражданином - получателем субсидии и предусматривают контроль со стороны банка в отношении бюджетных денежных средств. Предусмотренные Порядком действия банка отвечают общим принципам документооборота и совершения финансовых операций, при которых в обязательном порядке проверяется содержание документа (в данном случае свидетельства), срок его действия, документы, удостоверяющие личность лица, представившего свидетельство. На условиях и в рамках подпрограммы отказ банка в заключении договора банковского счета правомерен, поскольку решение об открытии счета связано с действительностью свидетельства и правомочиями лица, его представившего.
С учетом того, что действия банка, предусмотренные пунктом 30 Порядка, являются способом контроля со стороны банка за целевым использованием бюджетных денежных средств, суд правильно не усмотрел оснований для признания указанного пункта недействующим.
В соответствии со статьей 857 Гражданского кодекса РФ сведения, составляющую банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-I "О банках и банковской деятельности" кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.
Учитывая, что в рамках реализации подпрограммы с банком заключалось соглашение, предусматривающее представление соответствующих сведений, связанных с использованием субсидии, суд обоснованно не согласился с доводом прокурора о нарушении банковской тайны и возложении на банк не свойственных ему обязанностей.
Полагая, что суд, разрешая заявление прокурора, правильно определил характер отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и не допустил нарушений норм материального права, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
По доводам кассационного представления прокурора решение суда отмене не подлежит, поскольку они аналогичны заявлявшимся при обращении в суд и выводов суда не опровергают.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2011 г. N 7-Г11-12
Текст определения официально опубликован не был