Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2011 г. N 19-Г11-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова, судей Т.И. Ерёменко и О.А. Ксенофонтовой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Галюга С.И. о признании постановления Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 13 от 26 октября 2011 г. N 8/27 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва Галюга С.И., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 13" незаконным и подлежащим отмене, а также о возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 13 зарегистрировать Галюга С.И. кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу по кассационной жалобе Галюга С.И. на решение Ставропольского краевого суда от 7 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, и заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Думы Ставропольского края от 02.09.2011 года "О назначении выборов депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва" (опубликовано в газете "Ставропольская правда" N 212 06.09.2011 г.) на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 13 по выборам депутатов Думы Ставропольского края от 26.10.2011 г. N 8/27 Галюге С.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва.
Не согласившись с указанным постановлением, Галюга С.И. обратился в Ставропольский краевой суд с заявлением о признании его незаконным, поскольку оснований у избирательной комиссии для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты не имеется.
В судебном заседании Галюга С.И. поддержал заявленные суду требования.
Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 13, избирательная комиссия Ставропольского края просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Ставропольского краевого суда от 7 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Галюга С.И. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
На основании п.п. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 13 по выборам депутатов Думы Ставропольского края от 26.10.2011 г. N 8/27 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва Галюга С.И. выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 13" Галюга С.И. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании п. 18, пп. "д" п. 24 ст. 38, п. 12 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ, ч. 2, 8 ст. 23 Закона Ставропольского края N 68-кз.
Согласно Итоговому протоколу проверки подписных листов от 22.10.2011 г. рабочая группа окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 13, признала недостоверными - 1 (одну) подпись; недействительными - 340 (триста сорок) подписей по п.п. в, г, е, ж, з п. 6.4. ст. 38 Федерального закона и пп. 11 п. 10 ст. 22 Закона Ставропольского края.
Таким образом, по результатам проверки представленных подписных листов избирателей, Окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу N 13, руководствуясь пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона, отказала в регистрации его кандидатуры в депутаты Думы Ставропольского края, в связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Судом установлено, что в соответствии с Постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 29.08.2011 N 3/40-5 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, списков кандидатов в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва" количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 13 минимально должно составлять 1703 подписи, а их максимальное количество не должно превышать 1874 подписи.
Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Ставропольского края пятого созыва и подтверждения приема подписных листов от 17 октября 2011 года Галюга С.И. представлено, а окружной избирательной комиссией принято 475 подписных листа, сброшюрованных в 20 папок и содержащих 1820 подписей избирателей.
Судом установлено, что рабочей группой Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 13 по выборам депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва, созданной в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона Ставропольского края N 68-кз, 17 октября 2011 года в присутствии Галюга С.И. произведена случайная выборка (жребий) подписных листов, представленных кандидатом, в результате которой отобрано для проверки 341 подпись избирателя, содержащихся в папках NN 10, 2, 9 и 19.
Согласно ведомостям проверки указанных подписных листов установлена 341 недействительная (недостоверная) подпись избирателей, из них: 1 - недостоверная на основании п. 6.3 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ (подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи) согласно справке об исследовании от 22.10.2011 года;
340 подписей - недействительных на основании п.п. в, г, е, ж, з п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пп. 11 п. 10 ст. 22 Закона Ставропольского края N 68-кз.
Данное обстоятельство подтверждено и протоколом итогов проверки подписных листов от 22 октября 2011 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ в процедуру сбора подписей включено изготовление подписных листов, проставление данных в подписные листы избирателями (п. 11), заверение подписных листов лицами, осуществлявшими сбор подписей (п. 12), заверение подписных листов кандидатом (п. 13).
В папке 2 на листе 10 все подписи внесены 09.10.2011 года; в папке 9 на листе 3 все подписи внесены 09.10.2011 года; на листе 23 все подписи внесены 10.10.2011 года; в папке 10 на листе 1 все подписи внесены 10.10.2011 года; на листе 3 все подписи внесены 09.10.2011 года; на листе 10 подписи 2-4 внесены 10.10.2011 года; на листе 15 все подписи внесены 09.10.2011 года; в папке 19 на листе 1 все подписи внесены 10.10.2011 года; листе 4 все подписи внесены 10.10.2011 года.
Из материалов дела видно и это не оспаривается сторонами, что все подписные листы, подвергшиеся проверке рабочей группой окружной избирательной комиссии, удостоверены кандидатом в депутаты Галюга С.И. 14 октября 2011 года.
Таким образом, кандидатом допущены нарушения требований ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ и ст. 14 Закона Ставропольского края N 68-кз.
Поскольку указанные подписи обоснованно признаны судом недействительными, у избирательной комиссии имелись основания для отказа Галюге С.И. в регистрации кандидатом в депутаты на основании п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, и на иное толкование норм избирательного права и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ставропольского краевого суда от 7 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Галюги С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2011 г. N 19-Г11-30
Текст определения официально опубликован не был