Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2011 г. N 33-Г11-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Борисовой Л.В. и Ерёменко Т.И.,
при секретаре Голубевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района Ленинградской области и Коваля О.С. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Лужскому одномандатному избирательному округу N 23 Шачнева А.В. по кассационной жалобе Шачнева А.В. на решение Ленинградского областного суда от 11 ноября 2011 г., которым заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Шачнева А.В. - Жарика С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Коваля О.С. - Кулакова И.Н. и представителя территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района Ленинградской области Непочатова В.В., возражавших против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 2 сентября 2011 г. N 867 на 4 декабря 2011 г. назначены выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва. Акт опубликован в газете "Вести" 3 сентября 2011 г., N 166.
Для подготовки и проведения указанных выборов постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 5 сентября 2011 г. N 69/642 на территориальную избирательную комиссию Лужского муниципального района (далее - ТИК) возложены полномочия окружной избирательной комиссии Лужского одномандатного избирательного округа N 23.
Решением ТИК от 21 октября 2011 г. Шачнев А.В., выдвинутый региональным отделением Политической партии "Справедливая Россия", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Лужскому одномандатному избирательному округу N 23.
ТИК обратилась в суд с заявлением об отмене указанной регистрации, сославшись на то, что Шачнев А.В. на момент его выдвижения Политической партией "Справедливая Россия" и регистрации кандидатом в депутаты в нарушение п. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" являлся членом иной политической партии. Данное обстоятельство не было известно комиссии на момент принятия оспариваемого решения, что согласно подп. "а" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) является основанием для отмены регистрации кандидата.
С аналогичным заявлением обратился в суд Коваль О.С., зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области по этому же избирательному округу.
Определением судьи Ленинградского областного суда от 10 ноября 2011 г. гражданские дела по указанным заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Ленинградским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявлений просит в кассационной жалобе Шачнев А.В., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного постановления.
Подпунктом "а" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подп. "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" п. 24 ст. 38 этого Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Подпунктом "б" п. 24 ст. 38 упомянутого Федерального закона в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, названо несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Политическая партия в силу требований п. 3.1 ст. 36 указанного акта не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона "О политических партиях" гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
Проанализировав приведённые федеральные нормы, суд правомерно посчитал, что выдвинутым в качестве кандидата в депутаты от иной политической партии лицо, прекратившее членство в партии, может быть только в том случае, если его членство в данной партии прекращено и оформлено в установленном порядке таким образом, чтобы отсутствовали какие-либо сомнения относительно принадлежности указанного кандидата к данной политической партии.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Шачнев А.В. вступил во Всероссийскую политическую партию "Единая Россия" 3 июня 2010 г., а 8 августа 2011 г. подал заявление о снятии с партийного учёта в связи с добровольным выходом из партии.
5 сентября 2011 г. Шачнев А.В. принял участие в общенародном региональном праймеризе Партии "Единая Россия" в качестве кандидата для последующего выдвижения от партии в составе общеобластного списка кандидатов, а 16 сентября 2011 г. направил заявление об исключении его из членов указанной партии. Заявление поступило адресату 17 сентября 2011 г.
17 сентября 2011 г. Шачнев А.В. выдвинут региональным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в качестве кандидата по Лужскому одномандатному избирательному округу N 23.
6 октября 2011 г. избирательной комиссии Ленинградской области принято постановление о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутых названной политической партией.
14 октября 2011 г. Шачнев А.В. обратился в ТИК с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области. При этом документы о своей принадлежности к иной политической партии не представил.
С учётом изложенного суд обоснованно пришёл к выводу, что Шачнев А.В. на момент его выдвижения кандидатом в депутаты от Политической партии "Справедливая Россия" являлся членом Партии "Единая Россия". Указанное обстоятельство является вновь открывшимся и влекущим основания для отмены регистрации кандидата, поскольку существовало на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не было и не могло быть известно избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата. На момент принятия оспариваемого решения ТИК располагала постановлением избирательной комиссии Ленинградской области о заверении списка кандидатов и другими документами, необходимыми для принятия решения о регистрации кандидата.
Судом отвергнуто, как несостоятельное, утверждение о том, что Шачнев А.В. перестал быть членом Всероссийской политической партии "Единая Россия" с момента подачи им заявления 26 августа 2011 г.
В ст. 2 Федерального закона "О политических партиях" указано, что право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий. Условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии (подп. "в" п. 2 ст. 21).
Согласно п. 4.3.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина, принявшего решение о выходе из Партии, которое подаётся в первичное (местное, региональное) отделение Партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена Партии. Прекращение членства в Партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении.
Согласно п. 4.3.7 этого же документа прекращение членства в Партии наступает со дня принятия решения об исключении её члена из Партии соответствующим руководящим органом, а в случаях, требующих утверждения данного решения - со дня его утверждения. Решение об исключении члена Партии представляется в Центральный исполнительный комитет для внесения соответствующей записи в Единый реестр Партии.
Суд, проанализировав приведённые положения Устава Всероссийской политической партии Единая Россия", обоснованно сделал вывод о том, что прекращение членства в данной партии, независимо от оснований такого прекращения, оформляется решением руководящего органа Партии с последующим снятием с партийного учёта.
Суду не представлено документальных данных, свидетельствующих о проведении указанных процедур и принятия соответствующего решения в связи с подачей Шачневым А.В. заявления о выходе из Партии "Единая Россия".
Как верно указано в решении судом, учитывая специфику избирательных правоотношений и соглашаясь с его выдвижением Партией "Справедливая Россия", Шачнев А.В. должен был действовать с той степенью осмотрительности, которая исключала бы любую возможность ему или другим участникам этих правоотношений считать, что он является членом иной политической партии.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 11 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шачнева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ерёменко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2011 г. N 33-Г11-31
Текст определения официально опубликован не был