Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2011 г. N 33-Г11-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Ерёменко Т.И.
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беляка И.В. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Приозёрского муниципального района Ленинградской области от 2 ноября 2011 г. N 33/116 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Приозёрскому одномандатному избирательному округу N 4 Тюрина О.И., выдвинутого в порядке самовыдвижения" по кассационной жалобе Тюрина О.И. на решение Ленинградского областного суда от 18 ноября 2011 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Тюрина О.И. - Горского А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Беляка И.В. - Кулакова И.Н., возражавшего против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 2 сентября 2011 г. N 867 на 4 декабря 2011 г. назначены выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва. Акт опубликован в газете "Вести" 3 сентября 2011 г., N 166.
Для подготовки и проведения указанных выборов постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 5 сентября 2011 г. N 69/642 полномочия окружной избирательной комиссии Приозёрского одномандатного избирательного округа N 4 возложены на территориальную избирательную комиссию Приозёрского муниципального района Ленинградской области (далее - ТИК).
Постановлением ТИК от 2 ноября 2011 г. N 33/116 Тюрин О.И., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по указанному избирательному округу.
Беляк И.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты по этому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации данного кандидата, сославшись на то, что Тюриным О.И. представлены подписные листы не по форме, установленной федеральным законодательством, без указания сведений о специальном избирательном счёте и с неоговоренными исправлениями.
Ленинградским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Тюрин О.И., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришёл к правильному выводу о том, что выявлено более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Тюрина О.И. от общего количества подписей, отобранных для проверки, и это является предусмотренным законом основанием для отказа в регистрации кандидата, в связи с чем ТИК неправомерно принято оспариваемое заявителем решение.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом (п. 1). Подписные листы должны изготавливаться за счёт средств соответствующего избирательного фонда (п. 5). Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4 и 5 к упомянутому Федеральному закону (п. 8).
Форма подписного избирательного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (приложение 5) введена Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что недействительными подписями являются:
подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с п. 3 данной статьи (подп. "в");
подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлечённого к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с п. 3 данной статьи (подп. "е");
все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4-9 к указанному Федеральному закону и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные п.п. 9 и 10 ст. 37 данного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п. 5 ст. 37 этого Федерального закона (подп. "и");
подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подп. "ж").
В силу п. 6.6 этой же статьи Федерального закона N 67-ФЗ специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена её недостоверность или недействительность в соответствии с подп. "з", "и", "м" и "о" п. 6.4 данной статьи.
Согласно подп. "д" п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст. 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Суду представлены ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Тюрина О.И. (л.д. 28, 29), а также итоговый протокол проверки подписных листов (л.д. 26), из которых следует и сторонами не оспаривалось, что:
количество представленных подписей избирателей составило 524;
отобрано для проверки посредством случайной выборки две папки (N 4 и 5);
количество проверенных подписей - 95;
количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей - 8, или 8,4 процента от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В ходе исследования судом подлинных подписных листов нашли подтверждение доводы о наличии ещё 4 недействительных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатуры Тюрина О.И.:
- подпись избирателя в строке 5 в подписном листе N 6 в папке N 5, в связи с наличием неоговоренного исправления в адресе места жительства избирателя, а именно первая цифра в нумерации дома "22" исправлена на цифру "2" с цифры "1" или "7" (подп. "ж" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- подпись избирателя в строке 7 в подписном листе N 6 в папке N 5 в связи с наличием неоговоренного исправления в годе рождения избирателя, а именно цифра "9" в годе рождения избирателя исправлена с цифры "1" (подп. "ж" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- подпись избирателя в строке 2 в подписном листе N 7 в папке N 5 в связи с наличием неоговоренного исправления в дате внесения подписи избирателя, а именно в числе "2011" цифра "2" исправлена с цифры "1" (подп. "е" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- подпись избирателя в строке 4 в подписном листе N 1 в папке N 4 в связи с наличием неоговоренного исправления в сведениях об избирателе, а именно: в номере квартиры цифра "9" исправлена на цифру "2" (подп. "ж" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
С учётом этих подписей недействительными являются 12 подписей избирателей, или 12,63 процента от общего числа подписей, подлежащих проверке.
Кроме того, нашёл подтверждение довод о том, что форма подписных листов, представленных Тюриным О.И. в ТИК, не соответствует форме подписного листа, установленной Федеральным законом N 67-ФЗ в редакции от 25 июля 2011 г. в приложении N 5. При этом отмечено, что переставлены графы подписи избирателя и даты внесения подписи. Сведения о специальном избирательном счёте внесены не внизу подписного листа, а в его правой части.
Таким образом, суд счёл установленным факт выявления более 10 процентов недостоверных (недействительных) подписей избирателей от общего числа подписей в поддержку кандидата Тюрина О.И., отобранных для проверки.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе Тюрина О.И.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 18 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тюрина О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ерёменко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2011 г. N 33-Г11-36
Текст определения официально опубликован не был