Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2011 г. N 45-Г11-44
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Т.И. Ерёменко и О.А. Ксенофонтовой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Дунаева Б.М. об отмене в части постановлений Избирательной комиссии Свердловской области от 6 марта 2008 года N 13/102 "О передаче мандатов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области кандидатам в депутаты, состоящим в списках кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, в соответствии с очередностью" и от 6 марта 2008 года N 13/103 "Об установлении общих результатов выборов депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области", возложении обязанности на Избирательную комиссию Свердловской области принять постановление о передаче мандата депутата Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области кандидату в депутаты, состоящему в списке избирательного объединения "Свердловское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России", допущенного к распределению мандатов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, в соответствии с пунктом 1 статьи 96 Избирательного кодекса Свердловской области и в соответствии с очередностью по кассационной жалобе Дунаева Бориса Михайловича на решение Свердловского областного суда от 15 сентября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
выборы депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области состоялись 2 марта 2008 года.
Избирательной комиссией Свердловской области 6 марта 2008 года принято постановление N 13/102 "О передаче мандатов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области кандидатам в депутаты, состоящим в списках кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, в соответствии с очередностью", которым один из депутатских мандатов передан кандидату Баланову Ю.В., состоящему в списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением "Свердловское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России".
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 6 марта 2008 года N 13/103 "Об установлении общих результатов выборов депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области" признаны состоявшимися и действительными выборы депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области по общему областному избирательному округу, депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области по 21 одномандатному избирательному округу. Согласно приложению N 1 к данному постановлению Баланов Ю.В. признан избранным депутатом Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от избирательного объединения "Свердловское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России".
Дунаев Б.М. обратился в суд с заявлением об отмене постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 6 марта 2008 года N 13/102 "О передаче мандатов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области кандидатам в депутаты, состоящим в списках кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, в соответствии с очередностью" в части передачи депутатского мандата кандидату Баланову Ю.В., состоящему в списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением "Свердловское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России", отмене постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 6 марта 2008 года N 13/103 "Об установлении общих результатов выборов депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области" в части признания Баланова Ю.В. избранным депутатом Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.
В обоснование Дунаев Б.М. указал, что Баланов Ю.В. незаконно признан избранным депутатом Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, поскольку на момент выдвижения кандидатом в депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области на выборах в марте 2008 года, в период избрания депутатом и до настоящего времени Баланов В.Ю. является лицом без гражданства.
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Избирательная комиссия Свердловской области, Баланов Ю.В. просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Свердловского областного суда от 15 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Дунаевым Б.М. ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно положениям федерального законодательства и Избирательного кодекса Свердловской области постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 6 марта 2008 года N 13/103 "Об установлении общих результатов выборов депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области" является решением избирательной комиссии о результатах выборов.
Дунаевым Б.М. заявлены требования об отмене решения избирательной комиссии от 6 марта 2008 года N 13/103 "Об установлении общих результатов выборов депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области", возложении обязанности на Избирательную комиссию Свердловской области принять постановление о передаче мандата депутата Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области кандидату в депутаты, состоящему в списке избирательного объединения "Свердловское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России".
Отказывая к удовлетворении заявленного требования, суд правильно исходил из того, что согласно пункту 3 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 4 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после опубликования результатов выборов заявление о нарушении избирательных прав граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.
Суд исходил из того, что оспариваемые заявителем постановления Избирательной комиссии Свердловской области по установлению результатов выборов депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области, состоявшихся 2 марта 2008 года, были официально опубликованы в "Областной газете" от 7 марта 2008 года, а в суд с заявлением об оспаривании постановлений Дунаев Б.М. обратился только 15 августа 2011 года, спустя 3,5 года со дня официального опубликования результатов выборов, т.е. с пропуском годичного срока и им не представлены какие-либо доказательства, которые указывают на уважительность причин, препятствовавших ему своевременно обратиться в суд.
Поскольку пропуск годичного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 6 статьи 152, часть 4 статьи 198 ГПК РФ), суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Объяснения заявителя о том, что ему стало известно об отсутствии у Баланова Ю.В. гражданства Российской Федерации только в июне 2011 года, а потому своевременно он не обратился в суд, само по себе не является уважительной причиной несвоевременного обращения в суд, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусмотренный частью 4 статьи 260 ГПК РФ годичный срок на обращение в суд не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после для голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Поскольку основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, судом таких обстоятельств не установлено.
В то же время, доказательств, позволяющих установить то, что Баланов В.Ю. является лицом без гражданства, суду представлено не было.
При данных обстоятельствах дела, оснований для отмены обжалуемых решений избирательной комиссии не имеется.
Доводы жалобы воспроизводят заявленные суду требования и были исследованы в ходе судебного рассмотрения судом первой инстанции. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского областного суда от 15 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Дунаева Б.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2011 г. N 45-Г11-44
Текст определения официально опубликован не был