Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2011 г. N 46-Г11-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Матвеева М.Н. на решение Самарского областного суда от 21 ноября 2011 г., которым его заявление об отмене решения окружной избирательной комиссии Октябрьского одномандатного избирательного округа N 4 по выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва от 26 октября 2011 г. N 7-1 оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о. Самара с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4 (далее - ОИК N 4) от 26 октября 2011 г. N 7-1 Матвееву М.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты по данному избирательному округу.
Матвеев М.Н. обратился в Самарский областной суд с заявлением об отмене указанного решения ОИК N 4 и возложении обязанности на эту комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты, считая, что у ОИК N 4 не имелось оснований для отказа в регистрации, поскольку им (Матвеевым М.Н.) 1 октября 2011 г. представлен полный пакет документов, необходимых для выдвижения его кандидатом в депутаты. Подписные листы изготовлены по форме, установленной законодательством Российской Федерации, на момент изготовления подписных листов Матвеев М.Н. был зарегистрирован по адресу: Саратовская область, г. Саратов. 5 октября 2011 г. он был зарегистрирован по новому месту жительства в Октябрьском районе г. Самары. 10 октября 2011 г. после получения своего паспорта из отдела УФМС по Самарской области со сведениями о регистрации по новому адресу им предоставлены в избирательную комиссию уточнённые сведения о себе, а 17 октября 2011 г. предоставлены в избирательную комиссию документы для регистрации его кандидатом в депутаты, в том числе подписные листы в 5 папках, которые содержали 2016 подписей избирателей. В подписных листах указаны сведения о нём, включая сведения о проживании в Саратовской области г. Саратова. Данные сведения соответствуют его документам, представленным в избирательную комиссию. Полагал, что право изменить сведения о себе, представленные в избирательную комиссию, установлены пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В судебном заседании Матвеев М.Н. и его представитель адвокат Кравцова Е.В. заявление поддержали в полном объёме по мотивам, изложенным в заявлении.
Председатель ОИК N 4 Е. с заявлением Матвеева М.Н. не согласился.
Решением Самарского областного суда от 21 ноября 2011 г. Матвееву М.Н. отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Матвеев М.Н. просит решение отменить, как вынесенное судом первой инстанции с нарушением материального и процессуального права, вынести новое решение об удовлетворении заявления Матвеева М.Н. в полном объёме.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит доводы кассационной жалобы подлежащими удовлетворению в порядке, предусмотренном статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимых документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Недействительными подписями признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 вышеназванной статьи; подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведениях о кандидате, лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Из обстоятельств дела усматривается, что Щ.А.А., ... года рождения, уроженец г. Саратова, изменил фамилию, имя, отчество на Матвеев М.Н., о чём 8 сентября 2011 г. составлена актовая запись N ... отделом ЗАГСа по ...
9 сентября 2011 г. УФМС по Саратовской области в Заводском районе г. Саратова ему выдан новый паспорт на имя Матвеева М.Н.
14 сентября 2011 г. на конференции избирательного объединения Самарского регионального отделения политической партии "Патриоты России" Матвеева М.Н. выдвинут кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4.
1 октября 2011 г. Матвеев М.Н. обратился в окружную избирательную комиссию Октябрьского одномандатного избирательного округа N 4 с заявлением о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4, в котором помимо прочих сведений о себе, им указан адрес места жительства - ... область, город ...
3 октября 2011 г. им открыт специальный избирательный счет, а также заключён договор на изготовление подписных листов с П.
Расходы на оплату подписных листов были им произведены за счёт средств со специального избирательного счета. В тот же день подписные листы в количестве 2500 штук были изготовлены и переданы Матвееву М.Н.
5 октября 2011 г. Матвеев М.Н. снят с регистрационного учёта в г. Саратове и в тот же день зарегистрирован по месту жительства в ...
Со слов Матвеева М.Н., он проживает в г. Самаре с конца сентября 2011 г.
Утверждая форму подписного листка, перед его изготовлением 3 октября 2011 г. и сменив место жительства, намереваясь в силу требований действующего законодательства, обязывающего зарегистрироваться по месту жительства в определённый срок, Матвеев М.Н. указал в подписном листе все требуемые законом сведения о себе как о кандидате, включая наименование места жительства. При этом внёс данные сведения в каждый подписной лист типографским способом, указав, что проживает в ... области в городе ...
17 октября 2011 г. Матвеевым М.Н. в избирательную комиссию представлены подписные листы в количестве 424 штуки в 5 папках, которые содержали 2016 подписей избирателей, из них 2008 подписей в поддержку кандидата собраны после 5 октября 2011 г. Во всех подписных листах Матвеевым М.Н. указано место жительства - ... область, г. ..., а не г. ...
Поскольку в подписных листах с 5 октября 2011 г. Матвеевым М.Н. указаны недействительные сведения о кандидате, суд обоснованно отклонил доводы заявителя о незаконности обжалуемого им решения ОИК N 4 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты.
В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 12 июня 2011 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" федеральный законодатель прямо предписывает осуществлять сбор в поддержку выдвижения кандидатов, по форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в которой содержатся реквизиты о месте проживания кандидата: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, где находится место жительства.
Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N ФЗ-67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учёта и соблюдать данные Правила. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию (п. 16). Органы регистрационного учёта регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина производятся в день поступления в орган регистрационного учёта документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (п. 18).
Учитывая требования законодательства суд обоснованно счёл выводы комиссии о недействительности 2008 подписей из 2016 в связи с указанием в подписном листе сведений о кандидате не соответствующими действительности.
Вывод ОИК N 4 о недействительности данных подписей на основании подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ при наличии указанных обстоятельств не может изменить правовую судьбу решения ОИК N 4 об отказе Матвееву М.Н. в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку 2008 подписей не могли быть учтены как действительные, это количество составляет более 10% от общего количества подписей, подлежащих проверке, что в свою очередь является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты на основании подпункта "з" пункта 6.4 этой же статьи названного Федерального закона, в соответствии с которой недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности.
Кроме этого, комиссией признаны недействительными: 79 подписей на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (несоответствие сведений о сборщике подписей в подписном листе); 1 подпись на основании пункта 6.2 статьи 38 (двойные данные и подпись одного и того же избирателя в подписном листе); 4 подписи на основании подпункта "г" пункта 6.4 (подписи избирателей без указания каких-либо сведений о них); 3 подписи на основании подпункта "е" пункта 6.4 статьи 38 (подписи избирателей с незаверенными исправлениями); 1 подпись на основании подпункта "ж" пункта 6.4 статьи 38 (подписи избирателей с незаверенными исправлениями в соответствующих им сведениях).
В судебном заседании было установлено, что во всех случаях выводы избирательной комиссии о недействительности указанных 79 подписей являются обоснованными. В частности, в папке N 5 все подписи на листах с 17 по 24 включительно и на листе 75 (всего 42 подписи) являются недействительными в связи с тем, что неверно указан адрес сборщика подписей Е. г. С.
Согласно нотариально заверенному списку, представленному в избирательную комиссию, и данным паспорта её адрес места жительства: г. Т. В папке N 5 на листе 9 являются недействительными 5 подписей в связи с неверным указанием адреса сборщика подписей П. В папке N 5 все подписи на листах с 10 по 16 включительно - 32 подписи являются недействительными в связи с неправильным указанием адреса сборщика Ш. Как видно из материалов дела, факт признания избирательной комиссией подписей недействительными по другим основаниям (всего таких подписей 9) заявителем не оспаривался.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что у избирательной комиссии имелись основания для отказа Матвееву М.Н. в регистрации кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4, выдвинутого избирательным объединением партии "Патриоты России", соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем у кассационной инстанции нет поводов для отмены решения Самарского областного суда от 21 ноября 2011 г.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 21 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Матвеева М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2011 г. N 46-Г11-33
Текст определения официально опубликован не был