Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2011 г. N 53-Г11-53
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела дело по кассационной жалобе Нимана К.Ю. на решение Красноярского краевого суда от 8 ноября 2011 г., которым отменено решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу N 12 от 28 октября 2011 г. N 8/19 "О регистрации Нимана К.Ю. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу N 12".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Нимана К.Ю. по доверенности Ивановой И.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Е.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам установила:
решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу N 12 от 21 октября 2011 г. N 6/15 Швемлер А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу N 12.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу N 12 (далее - ОИК N 12) от 28 октября 2011 г. N 8/19 Ниман К.Ю. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу N 12.
Швемлер А.А. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением об отмене названного решения ОИК N 12 от 28 октября 2011 г. N 8/19, считая его незаконным, указав в обоснование требований на то, что в отобранных ОИК N 12 для проверки подписных листах N 16-19, 24-25, 63-70, 73-76, 78 , содержащихся в папке N 4, с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Нимана К.Ю. N 16-19, 24-25, 63-70, 73-76, 78 неверно указано наименование органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата; в подписных листах N 24, 63 неправильно указана дата выдачи паспорта сборщика подписей; в подписном листе N 64 имеется неоговоренное лицом, заверяющим подписной лист, исправление в дате выдачи паспорта.
Кроме того, во всех подписных листах, отобранных для проверки, неверно указан номер специального избирательного счёта Нимана К.Ю., а также в нарушение требований избирательного законодательства полностью приведён адрес места жительства кандидата.
По мнению заявителя, эти обстоятельства свидетельствуют о недостоверности и недействительности более 10 процентов проверенных подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, что является основанием для отказа для регистрации кандидатом в депутаты Нимана К.Ю.
Представители ОИК N 12 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Швемлера А.А.
Решением Красноярского краевого суда от 8 ноября 2011 г. заявление Швемлера А.А. удовлетворено, решение ОИК N 12 от 28 октября 2011 г. N 8/19 "О регистрации Нимана К.Ю. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу N 12" признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Ниман К.Ю. просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы первым заместителем прокурора Красноярского края и Швемлером А.А. поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены постановленного решения суда ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 38, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссии при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 статьи 38 названного Федерального закона. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В силу пунктов 5, 6, 7 статьи 26 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных лист сведений об избирателях и их подписей. Проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия), процедура которой определяется соответствующей избирательной комиссией.
Из материалов дела усматривается, что кандидатом в депутаты Ниманом К.Ю. представлены для регистрации в ОИК N 12 подписные листы с 1 959 подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата.
Судом также установлено, что по результатам проведения случайной выборки отобрано 360 подписей избирателей, содержащихся на 72 подписных листах в папке N 4, из которых рабочей группой 357 подписей признаны достоверными и 3 подписи признаны недействительными, что подтверждается протоколом рабочей группы от 25 октября 2011 г.
Между тем, проверяя доводы заявителя и исследуя подлинные подписные листы, суд пришёл к правильному выводу, что в подписных листах, которые были предметом проверки рабочей группы, содержится более 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 г. N 67-ФЗ является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Судебная коллегия находит верным суждение суда первой инстанции о том, что являются недействительными 75 подписей, содержащихся в подписных листах, удостоверенных Гавриленко Т.М., осуществляющей сбор подписей избирателей, поскольку неправильно указано наименование органа, выдавшего названному лицу паспорт: _", тогда как в паспорте, представленном суду на обозрение, в соответствующей графе указано "_".
Обоснованным является вывод суда о недействительности 10 подписей избирателей в подписных листах N 24, 63, поскольку лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата Нимана К.Ю., неверно указана дата выдачи паспорта.
Учитывая, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), судом правомерно сделан вывод о том, что у ОИК N12 отсутствовали правовые основания для регистрации Нимана К.Ю. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу N 12.
Судом также установлено, что номер специального избирательного счёта кандидата в депутаты Нимана К.Ю., указанный во всех подписных листах, не соответствует действительности (пропущена восемнадцатая цифра "0"), что не позволяет идентифицировать кандидата и проверить, с какого избирательного счёта произведена оплата изготовления подписных листов.
При таком положении суд правомерно расценил данное обстоятельство как фактическое отсутствие сведений о специальном избирательном счёте в подписных листах Нимана К.Ю. и обоснованно пришёл к выводу о том, что все 360 отобранных для проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Нимана К.Ю., подлежали признанию недействительными в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Вместе с тем Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что самостоятельным основанием для признания подписей избирателей недействительными является неуказание в подписном листе лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, одновременно кода и наименования органа, выдавшего паспорт лицу, осуществляющему сбор подписей в поддержку кандидата, как это предусмотрено пунктом 7 статьи 25 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2011 г. N 12-5778 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края".
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в редакции Федерального закона от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4 и 5 к названному Федеральному закону.
Как следует из содержания приведённых приложений, в подписных листах лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, обязано указать по своему усмотрению или код органа, выдавшего ему паспорт, или его полное наименование.
Анализ положений указанной нормы свидетельствует о том, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается форма подписного листа, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными исключительно в отношении подписей избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления.
Несмотря на ошибочность данной позиции суда, выводы суда о незаконности решения ОИК N 12 от 28 октября 2011 г. N 8/19 о регистрации Нимана К.Ю. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу N 12 и необходимости его отмены являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами и основаны на верном толковании материального закона, регулирующего спорное правоотношение, в силу чего Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы не могут изменить правовую судьбу обжалуемого судебного решения, все они были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая судебная оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 8 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Нимана К.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2011 г. N 53-Г11-53
Текст определения официально опубликован не был